|
|
Дошло до меня также, что был в древние времена царь из великих царей
по имени царь Кондемир. И был это царь доблестный и вождь неодолимый, но
только был он дряхлым, престарелым старцем. И наделил его Аллах великий,
уже одряхлевшего, ребенком мужского пола. И назвал его царь Аджибом [514]
из-за его красоты и прелести и отдал его повитухам, кормилицам, рабыням
и наложницам, и ребенок рос и становился большим, и достиг он семи пол-
ных лет и годов.
И тогда отец назначил ему волхва из людей его веры и религии, и тот
обучал мальчика в течение трех полных лет их закону и нечестию и тому,
что нужно было знать, пока мальчик не стал сведущим, и не окрепла его
решимость, и не стали здравыми его мысли. И вырос он знающим, красноре-
чивым, восхваляемым философов, и вступал в прения с учеными, и сиживал с
мудрецами. И когда его отец увидел это, он остался доволен. А потом он
научил Аджиба ездить на конях, ранить копьем и бить мечом, и стал Аджиб
доблестным наездником, с пока не исполнилось еще его жизни десять лет,
как он превзошел людей своего времени во всех вещах и узнал способы боя
и сделался упорным притеснителем и непокорным шайтаном. И, отправляясь
на охоту и ловлю, он выезжал во главе тысячи всадников и совершал напа-
дения на витязей и пересекал дороги и забирал в плен дочерей царей и на-
чальников, и умножились жалобы на него его отцу.
И царь кликнул пятерых рабов и, когда они явились, сказал им: "Схва-
тите этого пса!" И слуги бросились на Аджиба и скрутили его, и царь ве-
лел его побить, и его били, пока мир не исчез для него, и тогда царь за-
точил его в комнате, где нельзя было отличить неба от земли и длины от
ширины.
И Аджиб провел два дня и ночь в заточении, и тогда эмиры подошли к
царю и, поцеловав перед ним землю, стали ходатайствовать за Аджиба и
царь выпустил его. И. Аджиб выждал десять дней и вошел к отцу ночью,
когда, он спад, и ударил его и скинул ему голову, а когда взошел день,
Аджиб сел на престол царства своего отца И приказал людям встать перед
ним и облачиться в сталь и обнажить мечи, и поставил их справа и слева.
Некогда вошли эмиры и предводители, они увидали, что их, царь убит, а
его сын сидит на престоле царства, и смутились их умы, и Аджиб сказал
им: "О люди, вы видели, что случилось с вашим царем. Кто будет мне пови-
новаться, тому окажу уважение, а кто меня ослушается, с тем я сделаю то
же, что с отцом".
И, услышав его слова, эмиры испугались, что он их схватит, и сказали:
"Ты наш царь и сын нашего царя". И они повелевали землю меж рук Аджиба и
Аджиб поблагодарил их и обрадовался и велел выносить деньги и материи, и
затем он наградил эмиров великолепными одеждами и осыпал их деньгами, и
все они полюбили его и выразили ему покорность. И Аджиб наградил намест-
ников и шейхов кочевых арабов, и непослушных ему, и послушных, и подчи-
нились ему страны, и покорились ему рабы, и он управлял и приказывал и
запрещал в течение пяти месяцев.
И однажды он увидел во сне видение и проснулся, испуганный и устра-
шенный, и сон не брал его, пока не наступило утро, и тогда Аджиб сел на
престол, и войска встали перед ним справа и слева, и Аджиб призвал
изъяснителей и звездочетов и сказал им: "Растолкуйте мне этот сон!" - "А
что за сон ты видел, о царь?" - спросили его. И он сказал: "Я видел,
будто мой отец передо мной, и его уд обнажился, и вышло из него что-то
величиной с пчелу и стало увеличиваться, пока не сделалось подобно
большому льву с когтями, точно кинжалы. И я испугался этого существа, и
пока я дивился на него, оно вдруг бросилось на меня и ударило меня ког-
тями и прорвало мне брюхо, и я проснулся, испуганный и устрашенный".
И изъяснители посмотрели друг на друга и подумали, какой дать ответ,
а потом они сказали: "О великий царь, этот сон указывает, что от твоего
отца родился младенец, и возникнет между вами вражда, и он тебя одолеет.
Прими же предосторожности по причине этого сна".
И когда Аджиб услышал слова изъяснителей, он сказал: "У меня нет бра-
та, которого я боялся бы, и ваши слова - ложь". - "Мы рассказали лишь о
том, что знали", - ответили изъяснители. И Аджиб разгневался на них и
побил их.
И он поднялся, и вошел во дворец своего отца, и осмотрел его налож-
ниц, и нашел среди них одну рабыню, беременную уже семь месяцев, и тогда
он приказал двум рабам из своих рабов: "Возьмите эту невольницу, пойдите
с ней к морю и утопите ее". И рабы взяли невольницу за руку и пошли с
ней к морю и хотели ее утопить, но, посмотрев на нее, они увидели, что
она на редкость красива и прелестна, и сказали: "Зачем нам топить эту
невольницу - мы отведем ее в рощу и будем там жить в удивительном свод-
ничестве!"
И они взяли невольницу и шли с ней дни и ночи, так что отдалились от
населенных мест, и отвели ее в рощу, где было много деревьев, и плодов,
и каналов. И их решение сошлось на том, чтобы удовлетворить с рабыней
желание, и каждый из них говорил: "Я сделаю раньше!" И они стали спо-
рить, и вдруг вышли к ним люди из чернокожих, и они обнажили мечи и бро-
сились на рабов, и началось между ними сильное сражение и бой мечами и
копьями. И они до тех пор сражались с рабами, пока не убили их, быстрее,
чем в мгновение ока. А невольница стала бродить по роще одна, питаясь
плодами, и пила она из рек, и пребывала в таком положении, пока не роди-
ла мальчика, смуглого, изящного и прекрасного, которого назвала Гарибом
[515], так как он был на чужбине. И она оборвала младенцу пуповину, и за-
вернула его в часть своей одежды, и стала его кормить, грустя сердцем и
душою о своем прежнем величии и изнеженности..."
И Шахразаду застигло утро, и она прекратила дозволенные речи.
Шестьсот двадцать пятая ночь
Когда же настала шестьсот двадцать пятая ночь, она сказала: "Дошло до
меня, о счастливый царь, что невольница осталась в роще, грустя сердцем
и душой, и принялась кормить своего сына, несмотря на охватившую ее
крайнюю печаль и страх из-за ее одиночества. И когда она была в некий
день в таком состоянии, она вдруг увидела всадников и пеших людей с со-
колами и охотничьими собаками. А кони их были нагружены журавлями, цап-
лями, иракскими гусями, нырками, водяными птицами, зверями, зайцами, га-
зелями, дикими коровами, птенцами страуса, рысями, волками и львами.
И это были арабы, которые вошли в рощу. И они увидели ту невольницу и
у нее на коленях сына, которого она кормила, и приблизились к ней и
спросили: "Ты из людей или из джиннов?" - "Из людей, о начальники ара-
бов", - ответила невольница. И охотники осведомили об этом своего пред-
водителя, а его звали Мирдас, начальник племени Кахтан [516]. И он выехал
на охоту с пятью сотнями эмиров из своих соплеменников и родичей, и они
охотились до тех пор, пока не наткнулись на эту невольницу.
И когда они увидали ее, невольница рассказала им о том, что с ней
случилось, с начала до конца, и царь удивился ее делу и кликнул своих
соплеменников и родичей, и они охотились до тех пор, пока не достигли
становища племени Кахтан.
И Мирдас взял невольницу, и отвел ей отдельное помещение, и приставил
к ней пять рабынь, чтобы служить ей, - а он полюбил ее сильной любовью.
И он вошел к ней и познал ее, и она понесла с первой крови. И когда кон-
чились ее месяцы, она родила мальчика и назвала его Сахим-аль-Лайлы. И
он воспитывался среди повитух вместе со своим братом, пока не вырос и не
стал разумен опекаемый эмиром Мирдасом.
И эмир отдал обоих мальчиков факиху, и тот обучил их делам веры, а
после этого эмир отдал их витязям арабов, и научил разить копьем и ру-
бить мечом и метать стрелы. И не исполнилось еще мальчикам пятнадцати
лет, как они научились тому, что было им нужно, и превзошли всех храбре-
цов в стране, и Гариб нападал на тысячу витязей, и его брат Са-
хим-аль-Лайль тоже.
А у Мирдаса было много врагов, но его арабы были храбрее всех арабов,
и все они были герои и витязи, и нельзя было греться у их огня [517].
А в соседстве с ним жил эмир из эмиров арабов по имени Хассан ибн Са-
бит, который был ему другом. И Ьн посватался к одной из знатных женщин
своего племени и пригласил всех своих товарищей и в числе их Мирдаса,
начальника племени Кахтан. И Мирдас согласился, и взял с собой триста
всадников из своего племени, и оставил четыреста всадников охранять га-
рем, и поехал, и прибыл к Хассану. И тот встретил его и посадил на самом
лучшем месте. И все витязи приехали ради свадьбы, и Хассан устроил пир и
веселился на своей свадьбе, а потом арабы уехали к своим жилищам.
Когда Мирдас подъехал к своему стану, он увидел двух убитых, и птицы
парили над ними справа и слева. И сердце Мирдаса встревожилось, и он во-
шел в стая, и встретил его Гариб, одетый в кольчугу, и поздравил с бла-
гополучием. "Что значат эти обстоятельства, о Гариб?" - спросил его Мир-
дас. И Гариб ответил: "Напал на нас аль-Хамаль ибн Маджид со своими
людьми, во главе пятисот всадников".
А причиной этой стычки было вот что: у эмира Мирдаса была дочь по
имени Махдия, лучше которой не видел видящий. И услышал о ней аль-Ха-
маль, начальник племени Бену-Набхан. И он сел на коня во главе пятисот
всадников, и отправился к Мирдасу, и посватался к Махдни, но Мирдас не
принял его сватовства и воротил альХамаля обманувшимся. И аль-Хамаль
выслеживал Мирдаса, пока тот не отлучился, приглашенный Хассаном. И тог-
да аль-Хамаль сел на коня во главе своих храбрецов, напал на племя Ках-
тан и убил множество витязей, а остальные храбрецы убежали в горы. А Га-
риб и брат его выехали с сотней конных на охоту и ловлю и вернулись не
прежде, чем наступил полдень, и они увидели, что альХамаль и его люди
овладели станом и тем, что в нем было, и захватили женщин. И аль-Хамаль
захватил Махдию, дочь Мирдаса, и угнал ее среди пленных. И когда Гариб
увидел это, его рассудок исчез, и он крикнул своему брату Сахим-аль-Лай-
лю: "О сын проклятой, он разграбил наш стан и захватил наш гарем! На
врагов! Освободим пленных и женщин!"
И Сахим с Гарибом понеслись на врагов, во главе сотни всадников, и
гнев Гариба все возрастал, и он косил головы и заставлял храбрецов пить
гибель чашами. И он достиг аль-Хамаля и увидел Махдию пленной. И тогда
он понесся на аль-Хамаля и ударил его копьем и свалил с коня, и не нас-
тупило еще предзакатное время, как он перебил большинство врагов, а ос-
тальные убежали.
И Гариб освободил пленных и возвратился к палаткам, неся голову
аль-Хамаля на копье, и он говорил такие стихи:
"Я тот, кто всем известен в день сраженья,
И джинн земной боится моей тени.
Когда мечом взмахну рукой я правой,
То смерть из левой быстро поражает.
Мое копье - коль на него посмотрят,
Увидят там зубцы, как полумесяц.
Зовусь Гарибом я, храбрец в кочевье,
И не боюсь, когда людей немного".
И не окончил еще Гариб своих стихов, как прибыл Мирдас и увидел уби-
тых, над которыми парили птицы, справа и слева. И улетел тогда его ра-
зум, и задрожало у него сердце. Но Гариб утешил его и поздравил с благо-
получием, и рассказал обо всем, что постигло стан после его отъезда. И
Мирдас поблагодарил сына за то, что он сделал, и воскликнул: "Не обману-
ло в тебе воспитание, о Гариб!"
И Мирдас расположился у себя в шатре, и начали жители стана восхва-
лять Гариба, говоря: "О эмир наш, если бы не Гариб, никто не спасся бы в
стане". И Мирдас поблагодарил его за то, что он сделал..."
И Шахразаду застигло утро, и она прекратила дозволенные речи.
Шестьсот двадцать шестая ночь
Когда же настала шестьсот двадцать шестая ночь, она сказала: "Дошло
до меня, о счастливый царь, что, когда Мирдас вернулся в стан, его люди
пришли к нему и стали восхвалять Гариба, и Мирдас поблагодарил сына за
то, что он сделал. А когда Гариб узнал, что аль-Хамаль забрал Махдию в
плен, он освободил ее и убил аль-Хамаля, и девушка метнула в Гариба
стрелами взоров, и он попался в сети любви, и сердце его ее не забывало.
И он утонул в любви и страсти, и покинула его сладость сна, и не наслаж-
дался он ни питьем, ни едою, и он пускал своего коня вскачь и взбирался
на горы и говорил стихи и возвращался к концу дня, и стали видны на нем
следы любви и безумной страсти. И он открыл свою тайну одному из товари-
щей, и она распространилась по всему стану и дошла до Мирдаса. И тот
стал метать молнии и громы, и вставать, и садиться, и храпеть, и хри-
петь, и бранить солнце и луну, и воскликнул: "Вот возмездие тому, кто
воспитывает детей разврата! Но если я не убью Гариба, покроет меня по-
зор!"
И затем он посоветовался с одним из разумных мужей своего племени об
убиении Гариба и открыл ему свою тайну, и тот сказал: "О эмир, он вчера
освободил твою дочь из плена, и если его убиение неизбежно, исполни его
рукою другого, чтобы не усомнился в тебе никто". - "Придумай хитрость,
чтобы убить его, я узнаю, как его убить, только от тебя", - сказал Мир-
дас. И его советник молвил: "О эмир, выследи, когда он выедет на охоту и
ловлю, возьми с собою сотню конных и устрой засаду в пещере. Не давай
Гарибу этого заметить, пока он не подъедет, а тогда нападай на него и
изруби. Так ты снимешь свой позор". - "Вот правильное мнение!" - воск-
ликнул Мирдас.
И он выбрал из своих людей сто пятьдесят всадников, могучих амалеки-
тян [518], и стал их наставлять и подстрекать к убийству Гариба. И он выс-
леживал юношу, пока тот не выехал поохотиться и не удалился в долины и
горы. И Мирдас поехал со своими грозными всадниками и устроил засаду на
пути Гариба, чтобы, когда тот будет возвращаться с охоты, напасть на не-
го и убить.
И когда Мирдас со своими людьми притаился между деревьями, вдруг на-
пали на них пятьсот амалекитян, убили из них шестьдесят, девяносто взяли
в плен, а Мирдаса скрутили.
А причиною этого было вот что: когда был убит альХамаль и его люди,
те, кто уцелел, обратились в бегство и бежали до тех пор, пока не дос-
тигли его брата. И тогда они осведомили его о том, что случилось, и под-
нялся в нем гнев, и он собрал амалекитян и выбрал из них пятьсот чело-
век, вышиною каждый в пятьдесят локтей, и отправился отомстить за своего
брата. И он наткнулся на Мирдаса и его храбрецов, и случилось между ними
то, что случилось. Забрав Мирдаса и его людей в плен, брат аль-Хамаля со
своими людьми спешился и приказал им отдыхать и сказал: "О люди, идолы
облегчили нам отмщенье. Сторожите же Мирдаса и его людей, пока я не уве-
ду их и не убью самым ужасным убиением".
И Мирдас увидел себя связанным и стал раскаиваться в том, что сделал,
и сказал: "Вот воздаяние за вероломство!"
И люди заснули, радуясь победе, а Мирдас и его товарищи были связаны,
они потеряли надежду на жизнь и убедились в своей смерти.
Вот что было с Мирдасом. Что же касается Сахим-альЛайля, то он вошел
к своей сестре Махдии, раненый, и она поднялась, встречая его, и поцело-
вала ему руки и сказала: "Да не отсохнут твои руки, и да не порадуются
твои враги! Если бы не ты с Гарибом, мы не освободились бы из вражеского
плена. Знай, о брат мой, что твой отец выехал со ста пятьюдесятью всад-
никами, и он хочет убить Гариба. А ты знаешь, что Гариб будет убит нап-
расно, так как он сохранил вашу честь и освободил ваше имущество".
И когда услышал Сахим эти слова, свет стал мраком перед его лицом, и
он надел доспехи войны и, сев ни коня, направился к тому месту, где охо-
тился его брат. И он увидел, что Гариб убил много дичи, и подошел к нему
и поздоровался и сказал: "О брат мой, неужели ты выезжаешь, не уведомив
меня?" - "Клянусь Аллахом, - ответил Гариб, - меня удержало от этого
лишь то, что я увидел тебя раненым и хотел, чтобы ты отдохнул". - "О
брат мой, остерегайся моего отца", - молвил Сахим. И потом он рассказал
Гарибу обо всем, что случилось, и о том, что его отец выехал со ста
пятьюдесятью всадниками, которые хотят его убить. "Да обратит Аллах его
козни против его горла!" - воскликнул Гариб. И Гариб с Сахимом повернули
обратно, направляясь к своему стану. И над ними опустился вечер, и они
не сходили со спин коней, пока не подъехали к долине, где были те люди.
И тогда они услышали ржанье коней во мраке ночи, и Сахим сказал: "О брат
мой, это мой отец и его люди притаились в этой долине. Отъедем же от до-
лины в сторону". И Гариб сошел с коня и, бросив поводья своему брату,
сказал: "Стой на месте, пока я не вернусь к тебе". И пошел и увидел тех
людей, и оказалось, что они не из его стана. И Гариб услышал, что они
упоминают о Мирдасе и говорят: "Мы убьем его только в нашей земле". И он
понял, что Мирдас лежит у них связанный, и воскликнул: "Клянусь жизнью
Махдии, я не уйду, пока не освобожу ее отца, и не буду ее огорчать!"
И он до тех пор искал Мирдаса, пока не нашел его, - а он лежал свя-
занный веревками. И тогда Гариб сел подле него и сказал: "Да спасешься
ты, о дядюшка, от этого позора и уз!" И когда Мирдас увидел Гариба, ра-
зум вышел из него, и он воскликнул: "О дитя мое, я под твоей защитой!
Освободи меня по долгу воспитания". - "Когда я тебя освобожу, ты отдашь
мне Махдию?" - спросил Гариб. И Мирдас сказал: "О дитя мое, клянусь тем,
во что я верю, ода будет твоя, пока длится время!"
И тогда Гариб развязал его и сказал: "Иди к коням, твой сын Сахим
там". И Мирдас ускользнул и пришел к своему сыну Сахиму, и тот обрадо-
вался ему и поздравил его со спасением. А Гариб развязывал одного чело-
века за другим, пока не развязал девяносто всадников и все они оказались
далеко от врагов. И Гариб прислал им доспехи и коней и сказал: "Садитесь
на коней и рассыпьтесь, окружая врагов, и кричите, и пусть ваш крик бу-
дет: "О семья Кахтана!" А когда враги очнутся, отдалитесь от них и рас-
сыпьтесь вокруг них".
И Гариб выждал до последней трети ночи и закричал: "О семья Кахтана!"
И его люди тоже закричали единым криком: "О семья Кахтана!" И горы отве-
тили им, и врагам показалось, что эти люди на них набросились. И все они
схватили оружие и накинулись друг на друга..."
И Шахразаду застигло утро, и она прекратила дозволенные речи.
Шестьсот двадцать седьмая ночь
Когда же настала шестьсот двадцать седьмая ночь, она сказала: "Дошло
до меня, о счастливый царь, что, когда люди аль-Хамаля пробудились от
сна и услышали, как Гариб и его люди кричат: "О семья Кахтана!", - им
показалось, что - племя Кахтана напало на них, и они выхватили оружие и
кинулись убивать друг друга. И Гариб со своими людьми отошел назад, а
враги его не переставали избивать друг друга, пока не взошел день. И
тогда Гариб, Мирдас и его девяносто храбрецов понеслись на уцелевших
врагов и перебили из них множество, а остальные обратились в бегство.
И сыны Кахтана захватили разбежавшихся коней и приготовленные доспехи
и отправились к себе в стан, и не верилось Мирдасу, что он освободился
от врагов. И они ехали до тех пор, пока не прибыли в стан, и оставшиеся
" стане встретили их и обрадовались их спасению. И прибывшие расположи-
лись в шатрах, и Гариб расположился у себя в палатке, и юноши из стана
собрались подле него, и приветствовали его и большие и малые. И когда
Мирдас увидел Гариба, окруженного юношами, он возненавидел его еще
больше, чем прежде, и, обратившись к своим приспешникам, сказал им:
"Увеличилась в моем сердце ненависть к Гарибу, и огорчает меня, что эти
люди собрались вокруг него. А завтра он потребует у меня Махдию".
И сказал тогда Мирдасу его советник: "О эмир, потребуй от него того,
чего он не может сделать". И Мирдас обрадовался. И он проспал ночь до
утра, а утром он сел на свое место, и арабы окружили его, и пришел Гариб
со своими людьми, окруженный юношами, и, подойдя к Мирдасу, поцеловал
землю меж его рук, и Мирдас обрадовался и встал перед ним и посадил его
рядом с собою. "О дядюшка, - сказал Гариб, - ты дал мне обещание, испол-
ни же его". - "О дитя мое, - отвечал Мирдас, - она будет твоя, пока
длится время, но только у тебя мало денег". - "О дядюшка, - сказал Га-
риб, - требуй чего хочешь. Я буду делать набеги на эмиров арабов в их
землях и становищах и на царей в их городах и принесу тебе деньги, кото-
рые заполнят землю от края и до края". - "О дитя мое, - сказал Мирдас, -
я поклялся всеми идолами, что отдам Махдию только тому, кто за меня
отомстит и снимет с меня позор!" И Гариб спросил его: "Скажи мне, о дя-
дюшка, кому из царей ты должен отомстить, и я отправлюсь к нему и сломаю
его престол об его голову". - "О дитя мое, - ответил Мирдас, - у меня
был сын, храбрец из храбрецов, и он выехал с сотнею храбрецов, желая по-
ловить и поохотиться, и переезжал из долины в долину, и удалился в горы.
И он достиг Долины Цветов и Дворца Хама, сына Шиса, сына Шеддада, сына
Халида [519], а в этом месте, о дитя мое, живет один человек, черный,
длинный, длиною в семь локтей, и он дерется деревьями - вырывает дерево
из земли и дерется им. И когда мой сын достиг этой долины, к нему вышел
этот великан и погубил его и сотню его всадников, и спаслись из них лишь
трое храбрецов, которые пришли и рассказали нам о том, что случилось. И
я собрал храбрецов и отправился сразиться с великаном, но мы не могли
одолеть его, и я удручен и хочу отомстить за моего сына, и я поклялся,
что отдам дочь в жены только тому, кто отомстит за моего сына".
И, услышав слова Мирдаса, Гариб сказал: "О дядюшка, я отправлюсь к
этому амалекитянину и отомщу за твоего сына с помощью Аллаха великого!"
И Мирдас молвил: "О Гариб, если ты его одолеешь, ты захватишь у него
сокровища и деньги, которых не пожрут огни". - "Засвидетельствуй, что
женишь меня, чтобы мое сердце стало сильным, и я пойду искать своего на-
дела", - сказал Гариб. И Мирдас признал это и взял в свидетели старейшин
стана.
И Гариб ушел, радуясь осуществлению надежд, и вошел к своей матери и
рассказал, чего ему удалось достигнуть, и его мать молвила: "О дитя мое,
знай, что Мирдас тебя ненавидит, и он посылает тебя к этой горе только
для того, чтобы лишить меня звуков твоего голоса. Возьми меня с собой и
уезжай из земли этого обидчика". - "О матушка, - сказал Гариб, - я не
уеду, пока не достигну желаемого и не покорю своего врага".
И Гариб проспал всю ночь, а когда наступило утро я заснял свет и заб-
листало солнце, он едва успел сесть на коня, как пришли его друзья-юно-
ши, - а их было двести могучих витязей, и они были в военных доспехах, -
и закричали Гарибу: "Поезжай с нами, мы тебе поможем и будем тебя разв-
лекать в дороге". И Гариб обрадовался им и сказал: "Да воздаст вам Аллах
за нас благом! - И молвил: "Поезжайте, о друзья мои!"
И Гариб со своими товарищами ехал первый день и второй день, а затем,
к вечеру, они спешились под высокой горой и задали коням корму. И Гариб
скрылся от других я пошел к горе и шел до тех пор, пока не пришел к пе-
щере, в которой был виден свет. И он оказался в середине пещеры и увидел
там старика, которому было триста сорок лег жизни, и брови закрывали ему
глаза, а усы закрывали ему рот. И когда Гариб посмотрел на этого старца,
он почувствовал к нему уважение и удивился огромности его тела, а старец
сказал ему: "О дитя мое, ты как будто из нечестивых, которые поклоняются
камням вместо всевластного владыки, творца ночи и дня и вращающегося не-
босвода". И когда услышал Гариб слова старца, у него задрожали поджилки,
и он спросил: "б старец, где находится этот владыка, чтобы я мог ему
поклониться и насладиться лицезрением его?" - "О дитя мое, - отвечал
старец, - этого великого владыку не видит никто в мире, а он видит, но
невидим, и пребывает, он в вышнем обиталище. Он присутствует во всяком
месте, во следах содеянного им, он - создатель созданий, промыслитель
времен, и сотворил он людей и джиннов и послал пророков, чтобы вывести
людей на правильный путь. Тех, кто ему покорен, вводит он в рай, а тех,
кто ему не повинуется, вводит в огонь". - "О дядюшка, - сказал Гариб, -
а что говорят те, кто поклоняется этому великому господу, который влас-
тен во всякой вещи?" - "О сынок, - ответил ему старей" - я из племени
адитов, которые были преступны в землях, и стали они нечестивы, и послал
к ним Аллах пророка на имени Худ, но они объявили его лжецом, и погубил
их Аллах бесплодным ветром. А я уверовал, вместе с толпой людей из моего
народа, и мы спаслись от наказаний. И жил я при самудянах [520] и при том,
что случилось у них с их пророком Салихом, и послал Аллах великий после
Салиха пророка по имели Ибрахим [521], друг Аллаха, к Нимруду, сыну Кана-
на, и случилось у него с ним то, что случилось. И умерли мои родичи, ко-
торые уверовали, и стал я поклоняться Аллаху в этой пещере, и Аллах -
велик он! - наделяет меня тем, на что я не рассчитываю". - "О дядюшка, -
сказал Гариб, - что мне сказать, чтобы стать одним из приверженцев этого
великого господа?" - "Скажи: нет бога, кроме Аллаха, Ибрахим-друг Алла-
ха!" [522] - молвил старец. И Гариб предался Аллаху сердцем и умом [523].
"Утвердилась в сердце твоем сладость ислама и веры", - сказал тогда
старец. И он научил Гариба некоторым предписаниям и кое-чему из содержа-
ния свитков и спросил его: "Как твое имя?" - "Мое имя - Гариб", - отве-
чал юноша, и старец молвил: "А куда ты направляешься, о Гариб?" И Гариб
рассказал ему о том, что с ним случилось, от начала до конца, и дошел до
истории горного гуля [524], в поисках которого он пришел..."
И Шахразаду застигло утро, и она прекратила дозволенные речи.
Шестьсот двадцать восьмая ночь
Когда же настала шестьсот двадцать восьмая ночь, она сказала: "Дошло
до меня, о счастливый царь, что Гариб, приняв ислам, рассказал старцу
обо всем, что с ним случилось, с начала до конца, и дошел до истории гу-
ля с гор, в поисках которого он пришел сюда. И тогда старик сказал ему:
"О Гариб, разве ты одержимый, что идешь к горному гулю один?" - "О вла-
дыка, со мною двести всадников", - сказал Гариб. И старик воскликнул: "О
Гариб, будь с тобою и десять тысяч всадников, ты бы с ним не справился!"
- "Его имя - "Гуль, что ест людей" (просим у Аллаха спасения!), и он из
потомства Хама. Его отец - Хинди, который населил Индию, и по нему эта
земля названа. Он оставил Гуля после себя и назвал его Садан-аль-Гуль, и
стал он, о дитя мое, упорным притеснителем и непокорным шайтаном, для
которого нет другой еды, кроме сынов Адама. И отец перед смертью запре-
щал ему это, но он не внял запрещению и стал еще более преступен, и тог-
да отец выгнал его и изгнал из земель Индии после войн и великих тягот.
И он пришел в здешнюю землю и укрепился в ней и стал жить, пересекая до-
роги и приходящему и уходящему, а потом возвращается в свое жилище в
этой долине. И досталось ему пятеро сыновей, толстых и могучих, - каждый
из них нападает один на тысячу богатырей, - и собрал он деньги, и добы-
чу, и коней, и верблюдов, и коров, которые заполнили долину. И я боюсь
за тебя из-за этого гуля и прошу Аллаха великого поддержать тебя против
него словами единобожия. Когда ты понесешься на нечестивых, говори: "Ал-
лах велик!" - эти слова лишают неверных защиты".
Потом старец дал Гарибу стальную дубину весом в сто, ритлей и с де-
сятью кольцами, - когда несущий дубину взмахивал ею, эти кольца гремели,
точно гром, - и дал ему меч, выкованный из молнии, длиною в три локтя, а
шириною в три пяди, - если ударить им скалу, ее рассечешь пополам, а
также дал ему кольчугу, щит и свиток и сказал: "Иди к твоим людям и
предложи им кедам".
И Гариб вышел, радуясь исламу, и шел до тех пор, пока не достиг сво-
их. И те встретили его приветом и спросили: "Что задержало тебя вдали от
нас?" И Гариб рассказал им обо всем, что с ним случилось, с начала до
конца, и предложил им ислам, и все они предались Аллаху и проспали ночь
до утра. И тогда Гариб сел на коня и поехал к старцу проститься, а прос-
тившись, он уехал и ехал до тех пор, пока не достиг своих. И вдруг поя-
вился всадник, закованный в железо, так что видны были лишь уголки его
глаз, и понесся на Гариба и сказал ему: "Скидывай то, что есть на тебе,
о обломок арабов, а иначе я ввергну тебя в погибель!" И Гариб понесся на
него, и произошел между ними бой, который делает седым младенца и плавит
своим ужасом каменную скалу, и бедуин приподнял покрывало, и вдруг ока-
залось, что это - Сахим-аль-Лайль, брат Гариба по матери, сын Мирдаса!
А причиной его выезда и прибытия в это место было вот что. Когда Га-
риб отправился к горному гулю, Сахим был в отсутствии, и, вернувшись, он
не нашел Гариба. Он вошел к своей матери и увидал, что она плачет, и
спросил ее, в чем причина ее плача, и она рассказала ему о том, что слу-
чилось, и об отъезде его брата. Сахим не дал себе времени отдохнуть и,
надев боевые доспехи, дел на коня и ехал, пока не приехал к своему бра-
ту. И случилось между ними то, что случилось. И когда Сахим открыл лицо,
Гариб узнал его и пожелал ему мира и спросил: "Что побудило тебя на
это?" И Сахим ответил: "Желание, чтобы ты узнал мой разряд в сравнении с
тобой на боевом поле и мою силу в бою мечом и копьем.
И они поехали, и Гариб предложил Сахиму ислам, и Сахим предал себя
Аллаху, и они ехали до тех пор, пока не приблизились к долине. И когда
горный гуль увидал пыль от коней этих людей, он сказал: "О дети, сади-
тесь на коней и приведите мне эту добычу". И пять сыновей его сели на
коней и поехали к людям Гариба. И когда Гариб увидал; что эти пять ама-
лекитян бросились на него, он ударил пяткой своего коня и крикнул: "Кто
вы, какой вы породы и чего хотите?" И выступил вперед Фальхун, сын Сада-
на, гуля с гор, а это был старший из его сыновей, и сказал: "Сходите с
коней и скрутите друг другу руки, мы погоним вас к нашему отцу, чтобы он
одних из вас изжарил, а других сварил. Он уже долгое время не ел сына
Адама".
И Гариб, услышав эти слова, понесся на Фальхуна и взмахнул своей ду-
биной так, что кольца на ней загремели, точно грохочущий гром, и Фальхун
оторопел, а Гариб ударил его дубиной. А этот удар был легкий и попал ему
между лопаток, и Фальхун упал, словно высокая пальма. И Сахим с нес-
колькими людьми бросился на Фальхуна и связал его, а потом они повязали
ему вокруг шеи веревку и потащили, словно корову. И когда братья Фальху-
на увидели, что их брат - пленник, они бросились на Гариба, но тот взял
в плен еще троих, а последний сын гуля умчался и бежал до тех пор, пока
не вошел к своему отцу.
"Что позади тебя и где твои братья?" - спросил Садан. И его сын отве-
тил: "Их взял в плен мальчик с еще неначерченным пушком, но он вышиной в
сорок локтей".
И, услышав слова своего сына, Садан, горный гуль, сказал: "Да не бро-
сит солнце на вас благословения!" А затем он вышел из крепости, вырвал
большое дерево и пошел искать Гариба и его людей, идя пешком, так как
кони не несли его из-за огромности его тела. И его сын последовал за
ним, и они шли, пока не приблизились к Гарибу, и Садан бросился, без
слова, на его людей и, ударив их деревом, размозжил пять человек. И он
бросился на Сахима и ударил его деревом. Но Сахим уклонился, и удар про-
пал попусту. И тогда Садан рассердился, отбросил дерево и, ринувшись на
Сахима, схватил его, как ястреб хватает воробья. И когда Гариб увидел,
что его брат в руках Садана, он закричал: "Аллах велик! О сан Ибрахима,
друга Аллаха и Мухаммеда, да благословит его Аллах и да приветствует!.."
И Шахразаду застигло утро, и она прекратила дозволенные речи.
Шестьсот двадцать девятая ночь
Когда же настала шестьсот двадцать девятая ночь, она сказала: "Дошло
до меня, о счастливый царь, что, когда Гариб увидал своего брата пленни-
ком в руках Садана, он закричал; "Аллах велик! О сан Ибрахима, друга Ал-
лаха и Мухаммеда, да благословит его Аллах и да приветствует!" И, повер-
нув своего коня в сторону горного гуля, взмахнул дубиной так, что кольца
на ней зазвенели. И Гариб воскликнул: "Аллах велик!" И ударил Садана ду-
биной по ряду его ребер, и тот упал на землю, покрытый беспамятством, и
Сахим выскользнул из его рук. И Садан очнулся не раньше, чем его скрути-
ли и заковали, и, когда его сын увидел его в плену, он повернулся, убе-
гая, но Гариб погнал ему вслед своего коня и ударил его дубиной между
лопаток, и сын гуля упал со своего коня, и Гариб скрутил его и положил
рядом с братьями и отцом, и их крепко связали веревками и поволокли,
точно верблюдов. И воины ехали, пока не достигли крепости, и они нашли
ее наполненной всяким добром, имуществом и редкостями, и нашли там тыся-
чу двести персов, связанных и закованных. И Гариб стал на престол гуля с
горы - а он принадлежал раньше Сасу, сыну Шиса [525], сына Шеддана, сына
Ада - и поставил своего брата Сахима от себя справа, и его приближенные
стали справа и слева.
А после этого он велел привести Садана, гуля с горы, и спросил его:
"Каким ты себя видишь, о проклятый?" И Садан отвечал: "О господин, я в
сквернейшем положении, в унижении и в умопомрачении. Я и мои дети связа-
ны веревками, точно верблюды". - "Я хочу, - сказал Гариб, - чтобы вы
приняли мою веру, то есть веру ислама, и объявили единым владыку всеве-
дущего, создателя света и мрака и создателя всякой вещи (нет бога, кроме
него, владыки судящего!), и признали бы пророческий сан друга Аллаха Иб-
рахима-мир с ним!"
И приняли ислам Садан, гуль с горы, и его дети, и был ислам их прек-
расным, и Гариб велел их развязать, и их освободили от уз. И тогда Са-
дан-гуль заплакал и припал к ногам Гариба, целуя их, и его дети также,
но Гариб удержал их от этого, и они встали вместе со стоящими. И Гариб
сказал: "О Садан!" И Садан отвечал: "К твоим услугам, о владыка!" И Га-
риб спросил: "Каково дело этих чужеземцев?" - "О владыка, - отвечал Са-
дан, - это моя дичь из стран персов, и они не одни". - "А кто же с ни-
ми?" - спросил Гариб. "О господин, - молвил Садан, - с ними дочь царя
Сабура, царя персов, по имени Фахр-Тадж, и с нею сто невольниц, подобных
лунам".
И Гариб, услышав слова Садана, изумился и спросил: "Как ты до них
добрался?" И Садан отвечал: "О эмир, я выехал на охоту с моими сыновьями
и пятью рабами из моих рабов, но мы не нашли по дороге дичи. И мы
разъехались по степям и пустыням и оказались в одной стране из земель
персов, и мы кружили, ища добычи, чтобы ее захватить и не вернуться об-
манувшимися. И показалась перед нами пыль, и мы послали раба из наших
рабов, чтобы он узнал истину, и раб скрылся на некоторое время, а затем
вернулся и сказал: "О владыка, это царевна Фахр-Тадж, дочь царя Сабура
[526], царя Персов, турок "и дейлемитов, а с нею две тысячи всадников, и
они едут". И я сказал рабу: "Ты возвестил о благе - нет добычи; больше
такой Добычи!" И потом я с моими сыновьями понесся на персов, и мы убили
из них триста всадников и взяли в плен тысячу двести и захватили дочь
Сабура и то, что было с нею из редкостей и богатств, и привезли их в эту
крепость".
"И Гариб, услышав слова Садана, спросил его: "Совершил ли ты с цари-
цей Фахр-Тадж грех?" И Садан отвечал: "Нет, клянусь жизнью твоей головы,
клянусь той верой, которую я принял!" - "Ты поступил хорошо, о Садан, -
сказал Гариб, - ее отец-царь земли, и он обязательно соберет и пошлет за
ней войска и разрушит страну тех, кто ее захватил. А кто не обдумывает
последствий, тому судьба не друг. Где же эта девушка, о Садан?" - отвел
ей и ее невольницам отдельный дворец", - ответил Садан. "Покажи мне это
место", - сказал Гариб. И Садан ответил: "Слушаю и повинуюсь!" И Гариб с
Садан-гулем встали и шли, пока не пришли ко дворцу царевны Фахр-Тадж. И
они нашли ее печальной, униженной и плачущей после величия и изнеженнос-
ти. И когда взглянул на нее Гариб, он подумал, что месяц от него близко,
и он возвеличил Аллаха, всеслышащего, премудрого, а Фахр-Тадж, взглянув
на Гариба, увидела, что это могучий витязь, и доблесть блистала меж его
глаз, свидетельствуя за него, а не против него. И царевна поднялась пе-
ред ним и поцеловала ему руки, а после рук припала к его ногам и сказа-
ла: "О богатырь нашего времени, я под твоей защитой! Защити меня от это-
го гуля; Я боюсь, что он уничтожит мою девственность и после этого съест
меня. Возьми меня служить твоим рабыням". - "Ты в безопасности, пока не
достигнешь страны твоего отца и места твоего величия", - сказал. Гариб.
И царевна пожелала ему долгой жизни и славного возвышения.
И Гариб велел развязать персов, и их развязали а потом он обратился к
Фахр-Тадж и спросил ее: "Что привело тебя из твоего дворца в эти пустыни
и степи, так что тебя взяли разбойники?" - "О владыка, - ответила царев-
на, - мой отец и жители его царства и стран турокдейлемитов и магов пок-
лоняются огню, вместо всевластного владыки. У нас, в нашем царстве, есть
монастырь, называемый Монастырем Огня. И в каждый праздник там собирают-
ся дочери магов и огнепоклонников и остаются там месяц, на все время
праздника, а потом возвращаются в свои земли. И я выехала по обычаю с
моими невольницами, и отец послал со мною две тысячи всадников, чтобы
меня охранять, и на нас напал этот гуль и убил часть моих людей, а ос-
тальных взял в плен и заточил в этой крепости. Вот что случилось, о доб-
лестный храбрец, да избавит тебя Аллах от превратностей времени". - "Не
бойся, я доставлю тебя во дворец, к месту твоего величия", - сказал Га-
риб. И девушка благословила его и поцеловала ему руки и ноги.
А потом Гариб вышел от нее и велел оказывать ей уважение. И он прос-
пал эту ночь, а когда настало утро, он поднялся и совершил омовение и
молитву в два раката согласно вере отца нашего, друга Аллаха, Ибрахима -
мир с ним! И то же сделали гуль и его сыновья, и все люди Гариба помоли-
лись за ним. А потом Гариб обратился к Садану и сказал ему: "О Садан, не
покажешь ли ты мне Долину Цветов?" - "Хорошо, о владыка", - отвечал Са-
дан. И потом Садан с сыновьями, и Гариб со своими людьми, и царевна
Фахр-Тадж со своими невольницами поднялись и все вышли, и Садан приказал
своим рабам и рабыням резать животных и стряпать обед и подать его среди
деревьев. (А у него было сто пятьдесят невольниц и тысяча рабов, которые
пасли верблюдов, коров и баранов.) И Гариб со своими людьми поехал в До-
лину Цветов, и, увидав ее, Гариб нашел в ней редкостные растения, росшие
купами и отдельно, и птиц на ветвях, распевавших разные напевы, и соло-
вей повторял звуки напевов, и горлинка, создание всемилостивого, напол-
няла своим голосом местность..."
И Шахразаду застигло утро, и она прекратила дозволенные речи.
Ночь, дополняющая до шестисот тридцати
Когда же настала ночь, дополняющая до шестисот тридцати, она сказала:
"Дошло до меня, о счастливый царь, что, когда Гариб со своими людьми и
гуль со своими людьми отправились в Долину Цветов, Гариб увидел там птиц
и в числе их - горлинку, создание всемилостивого, которая наполняла сво-
ими песнями местность, и соловья, щебетавшего прекрасным голосом, как
человек, и дрозда, описывать которого устанет язык, и вяхиря, что волну-
ет своими звуками человека, и голубя, которому отвечает ясным голосом
попугай, и плодоносные деревья, имевшие всякого плода по паре, и гранаты
на ветвях - кислые и сладкие, и абрикосы - миндальные и камфарные, и хо-
расанский миндаль, и сливы, ветки которых переплетались с ветками ивы, и
апельсины, подобные огненным факелам, и толстокожие лимоны, сгибающие
ветки, лимоны сладкие - лекарство для всякого, кто не ест, и кислые, что
излечивают от желтухи, и финики - красные и желтые - создание Аллаха,
великого саном. И о подобном этому говорит стихотворец, безумно влюблен-
ный:
Когда птица там заливается своей песенкой,
Влечет туда влюбленного с зарею.
Ведь подобен он саду райскому, благовонному -
Там тень, плоды и струи вод текучих.
И Гарибу понравилась эта долина, и он приказал поставить там шатер
Фахр-Тадж, дочери Хосроев, и его поставили среди деревьев и устлали рос-
кошными коврами.
И Гариб сел, и им принесли кушанье, и они ели, пока не насытились, а
потом Гариб сказал: "О Садан!" И когда тот ответил: "Я здесь, о влады-
ка!" - он спросил: "Есть у тебя какое-нибудь вино?" - "Да, у меня полный
водоем старого вина", - ответил Садан. "Принеси нам сколько-нибудь", -
сказал Гариб. И Садан послал десять рабов, и они принесли много вина, и
все стали пить и наслаждаться и веселиться.
И Гариб пришел в восторг и вспомнил Махдию и произнес такие стихи:
"Я вспомнил день близости, когда возле вас я был,
И сердце взволновано огнем увлеченья.
Аллахом клянусь, что вас покинул не волей я.
Превратности времени поистине дивны.
Привет от меня и мир, и тысячу раз привет!
Поистине изнурен я ныне и скорбен".
И они ели, и пили, и развлекались три дня, а потом вернулись в кре-
пость, и Гариб позвал Сахима, своего брата, и когда тот явился, сказал
ему: "Возьми с собою сотню всадников и отправляйся к твоему отцу, матери
и родичам - сынам Кахтана, и приведи их сюда, чтобы они здесь жили всю
остальную жизнь. А я поеду в земли персов с царевной Фахр-Тадж к ее от-
цу. А ты, о Садан, оставайся с твоими сыновьями в этой крепости, пока мы
к тебе не вернемся". - "А почему ты не берешь меня с собою в земли пер-
сов?" - спросил Садан. И Гариб сказал: "Потому что ты взял в плен дочь
Сабура, царя персов, и когда упадет на тебя его глаз, он поест твоего
мяса и попьет твоей крови".
И, услышав это, Садан, гуль с горы, засмеялся громким смехом, подоб-
ным грохочущему грому, и воскликнул: "О владыка, клянусь жизнью твоей
головы, если б собрались против меня персы и дейлемиты, я бы, право, на-
поил их напитком гибели" - "Это так, как ты говоришь, но сиди в своей
крепости", пока я к тебе не вернусь", - сказал Гариб. И Садан ответил:
"Слушаю и повинуюсь!"
И Сахим уехал, а Гариб отправился в страну персов, и с ним были его
люди из; сынов Кахтана. И он поехал с царевной Фахр-Тадж и ее людьми, и
они двинулись, направляясь в города Сабура, царя персов, и вот что было
с ними.
Что же касается царя Сабура, то он ожидал приезда своей дочери из Мо-
настыря Огня, но она не вернулась, и обычный срок прошел, и запылал в
его сердце огонь. А у него было сорок везирей, и самым старым, знающим и
сведущим из них был везирь по имени Дидан, и царь сказал ему: "О везирь,
моя дочь задержалась, и не дошло до нас о ней сведения, а срок прибытия
миновал. Пошли гонца в Монастырь Огня, чтобы он узнал причину задержки".
И везирь отвечал: "Слушаю и повинуюсь!" А потом он вышел и, позвав на-
чальника гонцов, сказал ему: "Отправляйся сейчас же в Монастырь Огня".
И гонец выехал и ехал, пока не достиг Монастыря Огня. Он стал
расспрашивать монахов о царской дочери, и те сказали: "Мы не видели ее в
этом году". И тогда гонец вернулся по своим следам и, достигнув города
Исбанира [527], вошел к везирю и осведомил его о том, что было. И везирь
вошел к царю Сабуру и доложил ему, и перед царем поднялось воскресение,
и он бросил свой венец на землю, выщипал себе бороду и упал на землю без
чувств. И на него побрызгали водой, и он очнулся с плачущими глазами и
опечаленным сердцем и произнес такие стихи:
"Когда я призвал терпенье после тебя и плач,
Охотно ответ дал плач, терпенье же не дало.
И если заставила судьба разлучиться нас.
Обычай судьбы таков, измена - черта ее".
А затем царь призвал десять эмиров и велел им сесть на коней с де-
сятью тысячами всадников и чтобы каждый отправился в один из климатов
искать царевну ФахрТадж. И они сели на коней, и отправились со своими
людьми в один из климатов. Что же касается матери Фахр-Тадж, то она и ее
невольницы облачились в черное, рассыпали пепел и сидели, плача и причи-
тая.
Вот что было с этими..."
И Шахразаду застигло утро, и она прекратила дозволенные речи.
|