|
|
Девятьсот шестнадцатая ночь
Когда же настала девятьсот шестнадцатая ночь, она сказала: "Дошло до
меня, о счастливый царь, что когда мальчик, сын царя Джиллиада, задал
везирю Шимасу эти вопросы и тот ответил ему на них, он сказал: "Я понял
то, что ты сказал мне о том, что относится к Аллаху великому и что отно-
сится к его тварям. Расскажи же мне о деле, удивляясь которому, смущает-
ся мой ум: я дивлюсь потомкам сынов Адама и тому, что пренебрегают они
последней жизнью и не вспоминают о ней и любят жизнь дольнюю. Они же
знают, что оставят се и выйдут из нее униженные".
"Да, - ответил Шимас. - Ты видишь, как дольняя жизнь изменчива и как
обманывает она тех, кто в ней пребывает, и это доказывает, что не вечно
для благоденствующего благоденствие и для бедствующего бедствие. Не в
безопасности житель здешнего мира от перемен его, даже если властвует он
в жизни и блаженствует в ней, - неизбежно изменяются его обстоятельства,
и поспешит к нему время перехода, и не должен человек доверять здешней
жизни, и не полезен ему ее ложный блеск. А раз мы знаем это, мы знаем и
то, что в наихудшем состоянии человек, который дал себя обмануть здешней
жизни и забыл о жизни последней. И поистине, то благоденствие, которое
ему досталось, не уравновесит страха, тягот и ужасов, что постигнут его
после ухода из жизни. Мы знаем, - если бы знал раб, что постигнет его
при наступлении смерти и при разлуке с окружающими его наслаждениями и
благоденствием, он отказался бы от здешней жизни и от того, что есть в
ней, и уверены мы, что последняя жизнь лучше для нас и полезнее".
И сказал мальчик: "О мудрец, рассеялся мрак, окутывающий мое сердце,
благодаря твоему сияющему светильнику, и ты направил меня на стези, по
которым ты шел, наследуя истине, и вручил мне светоч, при котором я ни-
жу".
И поднялся тут один мудрец из числа присутствовавших и сказал: "Когда
наступает время весны, неизбежно зайцу искать пастбища вместе со слоном.
Я услышал от гас, в вопросах и толкованиях, вещи, которых, я думаю, ни-
когда не слышал, и призывает это меня к тому, чтобы просить вас кое о
чем. Скажите мне, каков лучший дар здешней жизни?" - "Здоровье телесное,
надел дозволенный и праведный сын", - ответил мальчик. И мудрец сказал:
"Расскажите мне, что есть малое и что есть великое". - "Великое, - отве-
тил мальчик, - есть то, чему подчиняется меньшее, а малое есть то, что
подчиняется большему". - "Расскажите мне, - сказал мудрец, - каковы те
четыре вещи, в которых едины все твари". - "Твари едины в еде и питье, в
сладости сна, в страсти к женщинам и в предсмертных мучениях", - сказал
мальчик. И мудрец спросил: "А каковы три вещи, которых никто не может
лишить их безобразности?" - "Это глупость, низость нрава и ложь", - от-
ветил мальчик. И мудрец спросил: "А какая ложь наилучшая, хотя ложь во-
обще безобразна?" - "Это ложь, которая отводит от лгущего вред и привле-
кает к нему пользу", - ответил мальчик. И мудрец спросил: "А какая прав-
да безобразна, хотя правда вообще прекрасна?" - "Когда кичится человек
тем, что у него есть, и самодоволен", - ответил мальчик. И мудрец спро-
сил: "А что безобразнее всего в безобразном?" - "Когда обольщен человек
тем, чего в нем нет", - ответил мальчик. И мудрец спросил: "Кто из людей
самый глупый?" - "Тот, у кого нет другого помышления, как о том, что он
вкладывает в свою утробу", - ответил мальчик. И Шимас сказал: "О царь,
ты наш царь, но мы хотим, чтобы назначил ты своего сына царем после се-
бя, а мы его слуги и подданные".
И тут царь стал побуждать присутствующих мудрецов и людей, чтобы они
запомнили то, что слышали от царевича, и поступали согласно этому. И ве-
лел он им исполнять приказания своего сына, ибо он назначил его после
себя наследником, чтобы был он преемником власти своего отца. И он взял
обет со всех жителей царства - мудрецов и витязей, старцев, детей и ос-
тальных людей, что у них не будет о нем разногласия и они не нарушат его
приказаний.
И исполнилось царевичу семнадцать лет, и царь заболел сильной бо-
лезнью, так что приблизился к смерти. И когда понял царь, что смерть
спустилась к нему, он сказал своим людям: "Вот болезнь смертельная пос-
тигла меня. Позовите ко мне моих близких и моего сына и соберите ко мне
жителей моего царства, так чтобы не осталось из них никого, кто бы не
явился".
И вышли, и позвали людей близких, и возгласили во всеуслышание людям
далеким, и все пришли, и вошли к царю, и спросили его: "Каково тебе, о
царь, и чего ты ждешь для себя от этой болезни?" - "Болезнь моя, - отве-
тил царь, - та болезнь, от которой будет кончина. Пронзила меня стрела,
как судил мне Аллах великий, и сейчас для меня последний день из дней
земной жизни и первый день из дней последней жизни. Подойди ко мне", -
сказал он потом сыну. И мальчик подошел к нему, плача столь сильным пла-
чем, что едва не промочил его постели, и глаза царя прослезились, и зап-
лакали все, кто присутствовал.
"Не плачь, о сын мой, - сказал царь своему сыну, - я не первый из
тех, с кем случилось предопределенное. Это бывает со всем, что сотворил
Аллах. Бойся Аллаха и твори благое, чтобы опередило оно тебя у того мес-
та, к которому направляются все твари. Не слушайся страсти и занимай ду-
шу поминанием Аллаха и стоя, и сидя, и бодрствуя, и во сне и поставь ис-
тину у себя перед глазами - вот мое последнее слово тебе и конец..."
И Шахразаду застигло утро, и она прекратила дозволенные речи.
Девятьсот семнадцатая ночь
Когда же настала девятьсот семнадцатая ночь, она сказала: "Дошло до
меня, о счастливый царь, что когда царь Джиллиад дал своему сыну это
наставление и назначил ею после себя на царство, мальчик сказал отцу:
"Ты знаешь, о батюшка, что я был тебе всегда послушен, хранил твои нас-
тавления, исполнял твои приказания и искал твоего благоволения. Прекрас-
ным был ты мне отцом, так как же мне выйти после твоей смерти за пределы
того, что тебе угодно? Хорошо воспитав меня, ты меня покидаешь, и я не
могу тебя вернуть. Когда я запомню твое наставление, я буду счастлив, и
достанется мне доля величайшая".
И сказал ему тогда царь (а был он до предела погружен в предсмертные
мучения): "О сынок, придерживайся десяти качеств, и даст тебе Аллах
из-за них пользу в дольней жизни и в последней, а именно: когда разгне-
ваешься, - сдерживай гнев, когда будешь испытан, - терпи, когда гово-
ришь, - говори правду, когда обещаешь, - исполняй, когда судишь, - будь
справедлив, когда обладаешь властью, прощай. Оказывай почет твоим воена-
чальникам, милуй врагов и расточай врагам благодеяния и удерживай себя
от вреда им. Придерживайся также и десяти других качеств, за которые Ал-
лах наградит тебя среди жителей твоего царства, а именно: когда делишь,
- будь справедлив, когда наказываешь по праву, - не злобствуй, когда
вступаешь в договор, - будь верен ему, принимай добрый совет, оставь уп-
рямство и заставляй подданных держаться обычаев и установлении пох-
вальных. Будь справедливым судьей между людьми, чтобы любили тебя и
большие и малые и боялся бы тебя гордец и вносящий порчу".
И затем царь обратился к мудрецам и эмирам, которые присутствовали
при назначении им своего сына на царство после себя: "Берегитесь ослу-
шаться приказа вашего царя и пренебречь послушанием вашему начальнику,
ибо от этого погибнет ваша земля, рассеется ваше единение, пострадает
ваше тело и пропадет ваше имущество, и позлорадствуют тогда ваши враги.
Вы знаете, какой обет вы мне дали, и таков же пусть будет ваш обет этому
мальчику, и пусть союз, бывший у меня с вами, будет также у вас с ним.
Слушайтесь его и повинуйтесь его приказу, ибо в этом польза для ваших
обстоятельств, и держитесь с ним того, чего держались со мной, - ваши
дела будут в порядке, и благим будет ваше положение. Вот он, ваш царь и
ваш благодетель. Конец".
И потом, после этого усилились предсмертные муки царя, и его язык
стал коснеть. Он прижал к себе своего сына, поцеловал его и возблагода-
рил Аллаха, а потом умер, и вознесся его дух. И стали его оплакивать все
его подданные и жители царства. А потом они завернули его в саван и по-
хоронили с почетом, уважением и славой, и вернулись вместе с юношей, и
облачили его в царскую одежду, и увенчали его венцом его отца, и надели
ему на палец перстень, и посадили его на царский престол.
И шел с ними мальчик путем своего отца, проявляя кротость и справед-
ливость и оказывая им благодеяния недолгий срок. И затем предстала перед
ним земная жизнь и привлекла его своими страстями, и вкусил юноша ее ус-
лады, и обратился к ее утехам. Забыл он клятвы, которыми обязал его
отец, и отбросил повиновение родителю своему, и пренебрег своим
царством. И пошел он путем, на котором была его гибель, и усилилась в
нем любовь к женщинам, так что он не мог слышать ни об одной прекрасной
женщине без того, чтобы не послать за ней и не жениться на ней. И собрал
он женщин число большее, чем собрал Сулейман ибн Дауд, царь сынов Израи-
ля, и каждодневно уединялся с несколькими из них и оставался с теми, с
кем уединялся, целый месяц, не выходя от них и не спрашивая о своем
царстве и власти и не рассматривая обид подданных, которые ему жалова-
лись, и когда ему писали, он не давал ответа. И когда увидели и узрели,
что он решил пренебречь рассмотрением дел и беспечно относится к делам
своего правления и делам подданных, люди убедились, что вскоре постигнет
их беда.
И показалось это им тяжким, и они обратились друг к другу, наперерыв
упрекая себя, и Одни из них сказали другим: "Пойдем к Шимасу, наибольше-
му из его везирей, расскажем ему наше дело и осведомим его о том, каковы
дела этого царя, чтобы он его наставил, а иначе вскоре постигнет нас бе-
да. Поистине, этого царя ошеломила земная жизнь своими усладами и опута-
ла своими узами". И они поднялись, и пришли к Шимасу, и сказали ему: "О
ученый мудрец, этого царя ошеломила земная жизнь своими усладами и опу-
тала своими узами, и обратился он к ложному и действует, внося порчу в
свое царство. А из-за порчи царства портится весь народ и идет наше дело
к гибели. И по причине этого мы пребываем месяц и много дней, не видя
его, и не исходят от него к нам приказы ни везирю, ни кому-либо другому,
и невозможно доложить ему о нужде, и не рассматривает он приговоров и не
заботится об обстоятельствах коголибо из подданных, так как он не думает
о них. Мы пришли, чтобы рассказать тебе истину об этих делах, так как ты
старше всех нас и совершеннее, и не должно быть бедствия в той земле,
где ты пребываешь, ибо ты более всех властен исправить этого царя. Сту-
пай же поговори с ним - может быть, он примет твои слова и вернется к
Аллаху".
И Шимас поднялся, и пошел, и встретился с тем, до кого мог добраться,
и сказал ему; "О превосходный юноша, я прошу тебя испросить мне позволе-
ние войти к царю, ибо у меня есть дело, из-за которого я хочу видеть его
лицо, и я расскажу ему о нем и послушаю, что он мне ответит". И юноша в
ответ ему сказал: "Клянусь Аллахом, о господин мой, царь уже месяц нико-
му не позволяет входить к себе, и мне тоже, и все это время я не видел
его лица. Но я укажу тебе, кто попросит для тебя у него позволения.
Схватись за такого-то прислужника - он стоит у изголовья царя и носит
ему кушанье из кухни, - и когда он выйдет на кухню, чтобы взять кушанье,
попроси его о том, что тебе нужно - он сделает, как ты желаешь".
И Шимас отправился к дверям кухни и немного посидел, и вдруг подошел
тот прислужник, желая войти в кухню, и Шимас заговорил с ним и сказал:
"О сынок, мне хочется встретиться с царем и передать ему слова, которые
его касаются. Будь милостив - когда он кончит обед и его душе станет
приятно, поговори с ним за меня и возьми мне от него позволение войти к
нему, чтобы поговорить с ним о том, что ему подобает слышать". И прис-
лужник отвечал: "Слушаю и повинуюсь!"
И когда он взял кушанье и отправился с ним к царю, и тот поел, и его
душе стало приятно, прислужник сказал ему: "Шимас стоит у дверей и хочет
от тебя позволения войти, чтобы осведомить тебя о делах, которые тебя
касаются". И царь испугался, и встревожился из-за этого, и приказал слу-
гам ввести к себе Шимаса..."
И Шахразаду застигло утро, и она прекратила дозволенные речи.
Девятьсот восемнадцатая ночь
Когда же настала девятьсот восемнадцатая ночь, она сказала: "Дошло до
меня, о счастливый царь, что когда царь велел слуге ввести к себе Шима-
са, слуга вышел к Шимасу и пригласил его войти. И Шимас, войдя к царю,
пал ниц перед Аллахом и, поцеловав царю руки, пожелал ему блага. И царь
спросил: "Что тебя поразило, о Шимас, что ты потребовал входа ко мне?" -
"Уже долгое время, - ответил Шимас, - я не видел лица царя, моего госпо-
дина, и я сильно стосковался по тебе, и вот теперь я увидел твое лицо и
пришел к тебе с речью, которую я изложу тебе, о царь, поддержанный вся-
кой милостью".
"Говори, что тебе вздумалось", - молвил царь. И Шимас сказал: "Знай,
о царь, что Аллах великий наделил тебя таким знанием и мудростью, нес-
мотря на юность твоих лет, какой не наделял никого из царей прежде тебя,
и завершил Аллах это для тебя царской властью, и любезно Аллаху, чтобы
ты не переходил от того, что он даровал тебе, к иному, по причине ослу-
шания его; не враждуй же с ним сокровищами твоих достоинств - тебе подо-
бает хранить его заповеди и повиноваться его велениям. Я вижу, что за
эти немногие дни ты забыл своего отца я его заповеди и отбросил его за-
веты и пренебрег его увещаниями и словами, и не дорожишь ты его справед-
ливостью и законами, не помнишь милостей к тебе Аллаха и не отмечаешь их
благодарностью". - "Как так и в чем причина этого?" - спросил царь. И
Шимас сказал: "Причина этого в том, что ты перестал заботиться о делах
твоего царства и о делах твоих подданных, которые возложил на тебя Ал-
лах. Ты обратился к твоей душе и к тому, что она тебе разукрасила из
ничтожных страстей здешнего мира, а ведь сказано: польза царства, веры и
подданных - вот то, что надлежит царю блюсти. Мое мнение, о царь, что
тебе следует хорошенько подумать об исходе твоего дела, и увидишь ты яс-
ный путь, на котором спасение. Не обращайся к усладе ничтожной, преходя-
щей, ведущей к трясине гибели, - тебя постигнет то, что постигло ловив-
шего рыбу".
"А как это было?" - спросил царь. И Шимас сказал: "Дошло до меня, что
один рыбак пошел к реке, чтобы половить в ней, по обычаю, и когда он до-
шел до реки и шел по мосту, он увидел большую рыбу и сказал про себя:
"Мне нет нужды оставаться здесь, я пойду и последую за этой рыбой туда,
куда она направляется, и захвачу ее, и она избавит меня от нужды в ловле
на несколько дней".
И он обнажился, и спустился в воду, и поплыл вслед за рыбой, и тече-
ние воды подхватило его и влекло до тех пор, пока он не захватил рыбу и
не поймал ее. И он оглянулся, и оказалось, что он далеко от берега, и,
увидев, куда занесло его течением, рыбак не оставил рыбу и не вернулся,
но подверг себя опасности, схватив рыбу обеими руками, предоставил себя
току воды. И вода влекла его до тех пор, пока не закинула в пучину водо-
ворота, из которого не мог вырваться никто из попавших в него. И тогда
рыбак стал кричать и говорить: "Спасите утопающего!" И подошли люди из
сторожей реки и сказали: "Что с тобой и что тебя поразило, что ты вверг
себя в эту великую опасность?" - "Я тот, кто покинул ясный путь, на ко-
тором было спасение, и обратился к страсти и гибели", - ответил рыбак. И
ему сказали: "О такой-то, как же это ты покинул путь спасения и ввел се-
бя в погибель? Ты же давно знаешь, что никто из попавших сюда не спасся,
что же помешало тебе выбросить то, что было у тебя в руке, и спасаться -
ты бы спас свою душу и не впал бы в погибель, из которой нет спасения. А
теперь никто из нас не будет тебя спасать от гибели".
И человек пресек надежду, что будет жить, и бросил то, что было у не-
го в руке и к чему побуждала его душа, и погиб ужасной гибелью.
И я привел тебе, о царь, эту притчу лишь для того, чтобы ты оставил
эти ничтожные дела, которые отвлекают тебя от дел, тебе полезных, и по-
думал бы о том, что ты обязан делать, управляя подданными и поддерживая
порядок в своем царстве так, чтобы никто не видел в тебе порока".
"Что же ты мне прикажешь?" - спросил царь. И Шимас сказал: "Когда
наступит завтрашний день и ты будешь здоров и благополучен, позволь лю-
дям входить к тебе и рассматривай их дела. Попроси у них прощения и обе-
щай им с своей стороны и благо и хорошие поступки".
"О Шимас, - сказал царь, - ты говорил правильно, и я сделаю то, что
ты мне посоветовал, завтра, если захочет Аллах великий".
И Шимас вышел от царя и осведомил людей обо всем, что царь ему гово-
рил, а когда наступило утро, царь вышел из уединения и разрешил людям
входить к нему. Он начал просить у них прощения и обещал, что будет де-
лать, что им любо. И все были довольны этим и ушли, и каждый отправился
в свое жилище. А потом одна из жен царя, самая им любимая и уважаемая,
вошла к нему и увидела, что цвет его лица изменился и он размышляет о
своих делах после того, что услышал от старшего своего везиря, и сказала
ему: "Что это я вижу, о царь, ты встревожен душой? Жалуешься ли ты на
что-нибудь?" - "Нет, - ответил царь, - но наслаждения, в которые я пог-
рузился, отвлекли меня от моих дел. Отчего стал я так пренебрегать моими
обстоятельствами и обстоятельствами подданных? Если я буду продолжать
это, скоро выйдет власть из моих рук".
И жена его в ответ ему сказала: "Я вижу, о царь, что ты обмарываешься
в твоих наместниках и везирях. Они хотят только досадить тебе и провести
тебя, чтобы ты не получал от твоей власти всей сладости и не пользовался
бы благоденствием и покоем. Они, напротив, хотят, чтобы ты проводил
жизнь, устраняя от них тяготы, и чтобы вся твоя жизнь прошла в трудах и
утомлении и стал бы ты подобен тому, кто убил себя ради пользы другого,
или сделался бы подобен юноше с ворами".
"А как это было?" - спросил царь. И жена его сказала:
"Говорят, что семеро воров вышли однажды красть, по обыкновению. Они
проходили мимо сада, где были свежие орехи, и вошли в этот сад и вдруг
увидели молодого мальчика, который стоял перед ними. И они сказали: "О
юноша, не желаешь ли ты войти с нами в этот сад, влезть на это дерево и
поесть вдоволь орехов и сбросить с него орехи нам?" И юноша согласился
на это..."
И Шахразаду застигло утро, и она прекратила дозволенные речи.
Девятьсот девятнадцатая ночь
Когда же настала девятьсот девятнадцатая ночь, она сказала: "Дошло до
меня, о счастливый царь, что когда юноша согласился на предложение воров
и вошел с ними, они стали говорить друг другу: "Посмотрите, кто из нас
всех легче и моложе, и подымите его". - "Мы не видим никого тоньше этого
юноши", - сказали воры. И, подняв юношу, они сказали ему: "О юноша, не
бери с дерева ничего, чтобы кто-нибудь тебя не увидел и не причинил тебе
вреда". - "Как же мне сделать?" - спросил юноша. И воры сказали: "Сядь
посреди дерева и качай каждую ветку сильным качанием, чтобы с нее сыпа-
лось то, что висит на ней, а мы будем подбирать плоды, и когда кончится
все, что есть на дереве, ты спустишься к нам и возьмешь свою долю из то-
го, что мы подобрали".
И юноша забрался на дерево и стал раскачивать ветки, какие видел, и
орехи сыпались с них, а воры их собирали. И это было так. И вдруг они
увидели, что владелец сада стоит подле них, когда они это делают. "Что
вы делаете здесь?" - спросил он. И воры сказали: "Мы ничего не взяли с
этого дерева, но мы проходили мимо и увидели на нем этого юношу, и поду-
мали, что он хозяин дерева, и попросили его угостить нас орехами. И он
потряс ветки, и с них посыпались орехи, и на нас нет греха". - "А ты что
скажешь?" - спросил хозяин юношу. И тот ответил: "Эти люди солгали, а я
скажу тебе правду. Мы пришли сюда все вместе, и они велели мне залезть
на это дерево и трясти ветки, чтобы орехи с них посыпались, и я послу-
шался их". - "Ты вверг себя в большую беду, - сказал хозяин дерева, - но
воспользовался ли ты чем-нибудь и поел ли сам орехов?" - "Я ничего не
съел", - сказал юноша. А хозяин дерева молвил: "Теперь я узнал твою глу-
пость и неразумие. Ты старался погубить свою душу для пользы других. Нет
мне против вас пути, - сказал он потом ворам, - уходите своей дорогой".
И он схватил мальчика и наказал его.
Таковы и твоя везири и вельможи твоего царства - они хотят погубить
тебя для пользы своих дел и сделают с тобой то же, что сделали воры с
юношей".
"Истину сказала ты, - молвил царь, - и правдив твой рассказ! Я не
выйду к ним и не оставлю наслаждений".
И затем он провел ночь со своей женой в приятнейшей жизни, пока не
наступило утро. А когда наступило утро, везирь поднялся и собрал вельмож
царства вместе с теми, кто явился из подданных, и они подошли к дверям
царя, радостные и довольные. Но им не открыли дверей, и царь не вышел к
ним и не позволил им войти к себе. И они, потеряв надежду, сказали Шима-
су: "О достойный везирь и совершенный мудрец, разве не видишь ты, каковы
обстоятельства этого ребенка, малолетнего и малоумного, который прибавил
к своим грехам ложь? Посмотри на его обещание тебе, как он его нарушил и
не исполни а того, что обещал. Это грех, который ты должен присоединить
к его грехам. Мы надеемся, что ты войдешь к нему второй раз и посмот-
ришь, в чем причина его задержки и отказа выйти. Мы не порицаем такого
дела при его дурных качествах, ибо он дошел до предела черствости".
И Шимас отправился к царю и, войдя к нему, сказал: "Мир над тобою, о
царь! Как это ты мог обратиться к ничтожной усладе и пренебречь великим
делом, о котором тебе следует заботиться, и оказался подобен владельцу
верблюдицы, который вырос на ее молоке, и так прекрасно было ее молоко,
что он забывал укрепить ее повод. И однажды он начал ее доить и не поза-
ботился о поводе. И когда верблюдица почувствовала, что повод отпущен,
она вырвалась и умчалась в пустыню. И этот человек лишился молока и
верблюдицы, и вред, который он испытал, был больше, чем польза. Подумай,
о царь, о том, в чем польза для тебя и для твоих подданных. Не подобает
ведь человеку постоянно сидеть у дверей кухни из-за того, что он нужда-
ется в кушанье, и не следует ему часто сидеть с женщинами из-за своей
склонности к ним, и как ищет человек в кушанье того, что устраняет го-
лод, и в питье того, что устраняет жажду, так же надлежит человеку ра-
зумному из его двадцати четырех часов удовлетворяться каждый день двумя
часами в обществе женщин, а остальное время тратить на дела, полезные
для него и полезные для его подданных. Пусть не затягивает он пребывания
с женщинами и уединения с ними больше, чем на два часа, - в этом вред
для его ума и тела, так как женщины не призывают к благому и не указыва-
ют пути к нему. Не следует человеку принимать от женщины слова или дела,
и дошло до меня, что многие люди погибли из-за женщин, и один из них -
человек, который погиб из-за пребывания со своей женой, так как он пос-
лушался ее в том, что она ему велела.
"А как это было?" - спросил царь. И Шимас сказал: "Говорят, что у од-
ного человека была жена, которую он любил, и пользовалась она у него
уважением, и он слушался ее слов и поступал согласно ее суждению. А у
него был сад, который он недавно посадил своей рукой, и он ходил туда
каждый день, чтобы ухаживать за садом и поливать его. И в один из дней
жена его спросила: "Что ты посадил в твоем саду?" И он ответил: "Все,
что ты любишь и хочешь. Я стараюсь хорошо ухаживать за ним и поливать
его". - "Не хочешь ли взять меня и погулять со мной там, чтобы я на него
посмотрела, а я помолюсь за тебя праведной молитвой, ибо моя молитва бы-
вает услышана", - сказала женщина. И ее муж молвил: "Хорошо, завтра я
возьму тебя".
И на утро этот человек взял жену с собой и отправился с ней в сад, и
они вошли туда. И их увидали двое юношей, и один из них сказал другому:
"Этот человек - прелюбодей, а эта женщина - прелюбодейка. Они вошли в
этот сад только для того, чтобы прелюбодействовать".
И юноши пошли вслед за ними, чтобы посмотреть, каково будет их дело,
и оба они остановились на краю сада, а человек с женой вошел в сад, и
они расположились в нем. И человек сказал своей жене; "Помолись за меня
молитвой, которую мае обещала". И его жена ответила: "Я не помолюсь за
тебя, пока ты не исполнишь мне нужды, которой желают женщины от мужчин".
- "Горе тебе, о женщина! - воскликнул ее муж. - Разве того, что я делал
дома, недостаточно? А здесь я боюсь позора, и, может быть, это отвлечет
меня от моих дел. Разве ты не боишься, что кто-нибудь нас увидит?" -
"Нам нечего об этом задумываться, - сказала женщина, так как мы не со-
вершаем ничего мерзкого или запретного. А что касается поливки сада, то
с этим можно повременить, и ты властен его поливать в какое угодно вре-
мя".
И она не принимала от него извинений или доводов и приставала к нему,
требуя совокупления. И ее муж встал и лег с нею, и когда упомянутые юно-
ши увидели это, они подскочили к ним и схватили их и сказали: "Мы вас не
выпустим, потому что вы прелюбодеи, и если мы не упадем на эту женщину,
мы донесем о вашем деле". И ее муж воскликнул" "Горе вам, - это моя же-
на, и я - хозяин сада!" Но юноши не стали слушать его слов и подошли к
женщине, и та стала кричать и звать своего мужа на помощь, говоря ему:
"Не давай этим мужчинам меня опозорить!" И ее муж подошел к ним, зовя на
помощь, и один из юношей повернулся к нему и, ударив его кинжалом, убил.
И они подошли к женщине и опозорили ее..."
И Шахразаду застигло утро, и она прекратила дозволенные речи.
Ночь, дополняющая до девятисот двадцати
Когда же наступила ночь, дополняющая до девятисот двадцати, она ска-
зала: "Дошло до меня, о счастливый царь, что когда юноша убил мужа этой
женщины, оба юноши вернулись к женщине и опозорили ее.
И мы сказали это тебе, о царь, лишь для того, чтобы ты знал, что не
следует человеку слушаться женщины и повиноваться ей в делах и принимать
ее мнение при совете. Берегись облачаться в одежду неразумения после
одежды мудрости и знания и следовать дурному мнению, после того как уз-
нал ты мнение верное и полезное. Не гонись за малым наслаждением, исход
которого - порча и которое приводит к убытку, большому, жестокому".
И когда царь услышал это от Шимаса, он сказал ему: "Завтра я выйду к
ним, если захочет Аллах великий".
И Шимас вышел к тем, кто был тут из знатных людей царства, и осведо-
мил их о том, что сказал царь. И дошло до той женщины сказанное Шимасом,
и она вошла к царю и сказала ему: "Подданные - рабы царя, а теперь я ви-
жу, что ты, о царь, раб твоих подданных, так как ты их боишься и опаса-
ешься их зла, а они хотят испытать твою внутреннюю сущность, и если уви-
дят, что ты слаб, станут презирать тебя, а если увидят, что ты смел, бу-
дут тебя бояться. Так поступают дурные везири со своим царем, ибо хит-
рости их многочисленны, и я изъяснила тебе истину в их кознях. Если ты
согласишься с тем, чего они хотят, они отвратят тебя от твоего дела к
тому, что им нужно, и непрестанно будут переводить тебя от одного дела к
другому, пока не ввергнут тебя в погибель и будешь ты подобен купцу с
ворами".
"А как это было?" - спросил царь. И она сказала: "Дошло до меня, что
был один купец, у которого было много денег, и он отправился со своим
товаром, чтобы продать его в какой-то город. И, достигнув этого города,
нанял себе там дом и поселился в нем. И увидели его воры, которые высле-
живали купцов, чтобы красть их имущество, и отправились к дому этого
купца, и стали ухитряться, чтобы войти туда, но не нашли пути к нему. И
тогда их начальник сказал им: "Я сделаю для вас это дело".
И он ушел, и оделся в одежду врачей, и повесил на плечо мешок с каки-
ми-то лекарствами, и начал кричать: "Кому нужен врач?" И дошел до дома
этого купца. И он увидел, что купец сидит за обедом, и спросил его: "Ну-
жен тебе врач?" И купец ответил: "Я не нуждаюсь во враче, но садись, по-
ешь со мной". И вор сел напротив купца и стал есть с ним, а этот купец
здорово ел. И вор сказал про себя: "Вот я и нашел подходящий способ!" И
он обратился к купцу и сказал: "Я обязан дать тебе совет из-за того бла-
га, которое мне от тебя досталось, я не могу утаить от тебя этого сове-
та. Я вижу, что ты человек, который много ест, и это причина болезни
твоего желудка. Если ты не поспешишь и не постараешься себя вылечить,
болезнь приведет тебя к гибели". - "Мое тело здорово, и желудок у меня
варит быстро, - сказал купец, - и если я хорошо ем, то нет от этого в
моем теле болезни, хвала и благодарение Аллаху". - "Это только так тебе
кажется, - сказал ему вор, - а я узнал, что внутри тебя скрытая болезнь.
Если ты хочешь меня послушаться - лечись". - "А где я найду того, кто
знает, как меня вылечить?" - спросил купец. И вор сказал ему: "Целитель
- один лишь Аллах, а врач, подобный мне, лечит больного по мере способ-
ности". - "Покажи же мне лекарство и дай мне его сколько-нибудь", - ска-
зал купец. И вор дал ему порошки, где было много мирры, и сказал: "Прими
это сегодня вечером".
И купец взял от него порошки, а когда наступила ночь, он принял часть
их и увидел, что это мирра, противная на вкус, но ничего не заподозрил.
И когда он принял ее, то почувствовал в ту ночь в себе легкость. А когда
наступил следующий вечер, пришел вор с лекарствами, где было мирры
больше, чем в первом, и дал купцу часть их. И когда купец принял, его
прослабило ночью, но он вытерпел это и ничего не заподозрил. И когда вор
увидел, что купец обращает внимание на его слова и доверяет ему, он убе-
дился, что купец не будет ему прекословить, и пошел, и принес убивающее
лекарство, и отдал его купцу, и тот взял его у вора и выпил. И когда он
выпил это лекарство, то, что было у него в утробе, опустилось вниз, и
кишки его порвались, и он наутро сказался мертвым. И воры пришли и взяли
все, что принадлежало купцу.
И я, о царь, рассказала тебе все это лишь для того, чтобы ты не при-
нимал слов этого обманщика - иначе тебя постигнут дела, от которых по-
гибнет твоя душа".
"Ты права, - ответил царь, - и я не выйду к ним". И когда наступило
утро, люди собрались и подошли к дверям царя и просидели большую часть
дня, пока не отчаялись в том, что он выйдет, а затем они вернулись к Ши-
масу и сказали: "О философ мудрый и ученый опытный, разве не видишь ты,
что этот глупый ребенок все больше лжет нам и что отнятие власти из его
рук и замена его другим - правильна, ибо наши обстоятельства придут пос-
ле этого в порядок и исправятся наши дела? Но войди к нему в третий раз
и осведоми его о том, что нас удерживают от восстания против него и от-
нятия у него власти только благодеяния его отца и клятвенные обещания,
которые он взял с нас. Завтра мы соберемся все до последнего, возьмем
оружие и разрушим ворота этой крепости. И если он выйдет к нам и сделает
то, что нам любо, будет неплохо, а иначе мы войдем к нему и убьем его и
отдадим власть в руки другого".
И везирь Шимас пошел, и вошел к царю, и сказал ему: "О царь, погру-
зившийся в страсти и забавы, что ты делаешь со своей душой? Узнать бы,
кто подстрекает тебя к этому! Если ты сам навлекаешь на себя беду, то
исчезла добродетель, мудрость и чистота, которую мы в тебе знали. О, ес-
ли бы знать, кто изменил тебя и привел от разума к глупости, от верности
к грубости, от мягкости к черствости и от внимания ко мне к пренебреже-
нию мной! Как же это - я три раза наставляю тебя, и ты не принимаешь мо-
его наставления. Я указываю тебе правильные действия, а ты не слушаешься
моею указания. Скажи мне, что значит эта небрежность и невнимание и кто
подстрекает тебя к этому? Знай, что жители твоего царства собираются
войти к тебе и убить тебя и отдать твою власть другому. Есть ли у тебя
сила против них всех и можешь ли ты спастись из их рук или оживить свою
душу после убиения? Если все это тебе даровано, то ты в безопасности, и
нет нужды тебе в моих словах; если же тебе нужна жизнь и власть, то при-
ди в себя, укрепи свое царство и покажи людям силу своей мощи. Выскажи
им свои извинения - они хотят вырвать то, что в твоих руках, и передать
это другому и решились на неповиновение и ослушание. Доказательство это-
го то, что они знают, как ты молод годами и предался страстям и забавам,
- ведь если камни, которые долго пролежали в воде, вынуть и ударить друг
о друга, от них вспыхивает огонь. Твоих подданных - множество, и они
сговорились против тебя и хотят передать твою власть другому, и они дос-
тигнут того, чего хотят, - твоей гибели, - и будешь ты подобен волку с
лисицами..."
И Шахразаду застигло утро, и она прекратила дозволенные речи.
|