|
|
Девятьсот одиннадцатая ночь
Когда же настала девятьсот одиннадцатая ночь, она сказала: "Дошло до
меня, о счастливый царь, что когда везирь Шимас спросил царевича: "Какое
из сокровищ земли наилучшее?" - тот ответил: "Совершение благого". И Ши-
мас молвил: "Ты сказал правду, и я принял эти твои слова. Расскажи мне о
трех различных способностях: знании, суждении и разумении, и о том, что
соединяет их в себе". - "Знание, - ответил мальчик, - от изучения, суж-
дение - от опыта, а разумение - от размышления, и место пребывания их и
соединение - в разуме. Тот, в ком соединились эти три качества, - совер-
шенен, а тот, кто прибавил к ним боязнь Аллаха, - достиг цели".
"Ты прав, и я принял от тебя это, - сказал Шимас. - Расскажи мне о
знающем, мудром обладателе верного суждения живой сообразительности и
превосходного, блестящего разумения - изменит ли его вожделение и
страсть в тех его свойствах, о которых упомянул я?"
"Два эти качества, - ответил мальчик, - когда входят в человека, из-
меняют его знание, рассудок, и суждение, и разумение, и подобен он хищ-
ному орлу, который остерегался охоты и пребывал в глубине неба от край-
ней проницательности. И было это так, и он вдруг увидел человека, кото-
рый расставлял сети. И когда этот человек окончил расставлять сети, он
положил в них кусок мяса. И орел увидел этот кусок мяса, и одолело его
вожделение и страсть, и он забыл о виденных им сетях и злой доле тех,
кто попадал в них из птиц, и низринулся из глубины неба, и упал на тот
кусок мяса, и запутался в сетях. И когда пришел охотник и увидел орла в
своих сетях, он удивился великим удивлением и воскликнул: "Я расставил
свои сети, чтобы попадали в них голуби или подобные им из слабых птиц,
но как же попался в сети этот орел?"
И говорится, что разумный человек, когда побуждают его на что-нибудь
страсть и вожделение, обдумывает последствия этого разумом и защищается
от того, что они разукрасили, и разумом покоряет вожделение и страсть. И
когда побуждает к чему-нибудь человека страсть и вожделение, должен он
сделать разум подобным всаднику, искусному в верховой езде, - когда он
садится на беспокойного коня, он тянет его крепкой уздой, пока конь не
выправится и не пойдет, как всадник хочет. А если он глуп, и нет у него
ума, и не имеет он своего суждения, и дела для него неясны, и властвует
над ним вожделение и страсти, - он поступает согласно страсти и вожделе-
нию и оказывается в числе погибших, и нет среди людей никого хуже его по
состоянию".
"Ты прав в том, что сказал, - молвил Шимас, - и я принял от тебя это.
Расскажи мне, когда бывает знание полезно и когда разум уничтожает вред
страсти и вожделения". - "Когда их обладатель пользуется ими в стремле-
нии к последней жизни, - ответил мальчик, - ибо разум и знание оба по-
лезны, но следует их обладателю пользоваться ими в стремлении к мирским
благам лишь в той мере, чтобы добывать этим пищу. И пусть отталкивает он
от себя зло здешнего мира и пользуется знанием и разумом для дел послед-
ней жизни".
"Расскажи мне, чего наидостойнее придерживаться человеку и чем зани-
мать свое сердце", - сказал Шимас. И мальчик ответил: "Праведными деяни-
ями". - "Если человек так делает, что отвлекает его от промысла? Как же
поступать для пропитания, ему необходимого?" - спросил Шимас. "В сутках,
- ответил мальчик, - для него двадцать четыре часа, и надлежит ему наз-
начить одну часть их для снискания пропитания и одну часть - для покоя и
отдыха, а остальное употреблять на приобретение знания, ибо человек, ес-
ли он разумен, но нет у него знания, подобен неплодородной земле, на ко-
торой нет места для обработки и насаждения растений. Если не подготовить
ее к обработке и не засадить, не будут на ней плоды полезны, а если под-
готовить и засадить ее, принесет она плоды прекрасные. Так же и человек
без знаний - не будет от него пользы, пока не посажено в нем знание, ибо
когда посажено в нем знание, приносит оно плоды".
"Расскажи мне о знании без разума, - каково оно?" - спросил Шимас. И
мальчик ответил: "Оно подобно знанию скотины, которая узнала, когда ей
время есть и пить и когда ей время бодрствовать, но нет у ней разума". -
"Ты был краток, отвечая на это, но я принял твои слова, - ответил Шимас.
- Расскажи, как мне должно оберегать себя от султана". - "Не давай ему к
себе пути", - ответил мальчик. И Шимас спросил: "Как же могу я не дать
ему к себе пути, когда он имеет надо мной власть и поводья моих дел в
его руках?" - "Его власть над тобой, - ответил мальчик, - зиждется лишь
на том, что ему должно от тебя, и если ты воздал ему должное, нег у него
над тобой власти". - "Каковы обязанности визиря перед царем?" - спросил
Шимас. И мальчик ответил: "Искренний совет и усердие в тайном и в огла-
шаемом, Здравое суждение и сокрытие его тайн, и пусть не утаивает везирь
ничего, о чем подобает царю быть осведомленным, и не должен он быть неб-
режным в том, что возложил на него царь для исполнения его нужд. Пусть
ищет он его благоволения всеми способами и избегает гнева его".
"Расскажи мне, как поступает с царем везирь", - спросил Шимас.
И мальчик ответил: "Если ты везирь царя и хочешь быть от него в безо-
пасности, то пусть будет твое внимание и твоя речь к нему выше того, на
что он надеется, и просьба твоя о нуждах пусть будет соразмерна с твоим
местом у царя. Берегись поставить себя на место, которого царь не счита-
ет тебя достойным, чтобы не казалось это от тебя как бы дерзостью. Если
же обманет тебя его кротость и ты поставишь себя на место, которого царь
не считает тебя достойным, ты окажешься подобен охотнику, который ловил
зверей и сдирал с них шкуру, так как она была ему нужна, а мясо бросал.
И лев стал приходить к тому месту и поедать падаль, и когда умножились
посещения им этого места, он привык к охотнику и привязался к нему. И
охотник стал бросать ему мясо и вытирать руки о его спину, а лев помахи-
вал хвостом в знак удовлетворения. И когда охотник увидел, что лев ему
доверяет, и привык к нему, и ему послушен, он сказал про себя: "Этот лев
смирился передо мной, и я над ним властвую. Я считаю, что мне следует
сесть на него верхом и содрать с него шкуру, как с других зверей".
И охотник осмелел, и вскочил льву на спину, и запотел овладеть им. И
когда лев увидел, что сделал охотник, он разгневался великим гневом и,
подняв лапу, ударил охотника, и его кости вонзились ему в кишки. И потом
лев бросил охотника под передние лапы и разорвал его в клочки.
Из этого я узнал, что подобает везирю держать себя с царем сообразно
тому, каким он видит его поведение, и не быть с ним слишком смелым
вследствие превосходства своего суждения, чтобы царь к нему не переме-
нился..."
И Шахразаду застигло утро, и она прекратила дозволенные речи.
Девятьсот двенадцатая ночь
Когда же настала девятьсот двенадцатая ночь, она сказала: "Дошло до
меня, о счастливый царь, что мальчик, сын царя Джиллиада, сказал везирю
Шимасу: "Подобает везирю держать себя с царем сообразно тому, каким он
видит его поведение, и не быть с ним слишком смелым из-за превосходства
своего суждения, чтобы царь к нему не переменился". И потом Шимас мол-
вил: "Расскажи мне, чем украшается везирь во мнении царя". - "Исполнени-
ем поручения, которое ему вверено, посредством искреннего совета, здра-
вого суждения и осуществления повелений царя", - ответил мальчик. И Ши-
мас молвил: "Что касается того, что ты упомянул об обязанности везиря
избегать гнева царя и делать то, что вызывает его благоволение, и забот-
ливо выполнять ему порученное, то это дело обязательное. Но расскажи
мне, как ухитриться, если царь доволен лишь тогда, когда он притесняет и
совершает несправедливости и насилия? Как ухитриться везирю, если он ис-
пытан общением с этим жестоким царем? Если он захочет отвратить его от
его страстей, вожделений и замыслов, то не сможет этого, а если он пос-
ледует его страстям и объявит его замыслы хорошими, он понесет тяжесть
этого и станет врагом для подданных. Что ты об этом скажешь?"
И мальчик в ответ ему сказал: "То, что ты упомянул, о везирь, о тя-
жести и грехе, бывает только тогда, когда везирь следует за царем в со-
вершаемых им ошибках. Но подлежит везирю, когда царь спросит его совета
об этом, изъяснить ему путь справедливости и правосудия, и предостеречь
его от притеснения и насилия, и осведомить его о том, каково хорошее по-
ведение с подданными, и соблазнить его заключающейся в этом наградой,
предостерегая его от наказания, за грехи обязательного. И если царь
склонится и обратится к его словам, - желаемое достигнуто, а если нет, -
то не останься ничего другого везирю, кроме как расстаться с царем мяг-
ким способом, ибо в разлуке - для каждого из них избавление".
"Расскажи мне, - попросил везирь, - каковы обязанности царя перед
подданными и каковы обязанности подданных перед царем". И мальчик отве-
тил: "То, что он приказывает, - пусть совершают с чистым намерением и
пусть повинуются ему в том, что угодно ему и угодно Аллаху и его послан-
нику. А обязанности царя перед подданными состоят в охране их имущества
и защите их гарема, так же как подданные обязаны оказывать царю внимание
и повиновение и не жалеть для него своей души, и воздавать ему обяза-
тельно должное, и возглашать ему прекрасную хвалу за справедливость и
благодеяния, им оказанные".
"Ты изъяснил мне то, что я тебя спросил об обязанностях царя и под-
данных, - сказал Шимас. - Расскажи мне, остались ли у царя какие-нибудь
обязанности по отношению к подданным, кроме тех, о которых ты сказал". -
"Да, - ответил мальчик, - права подданных над царем более обязательны,
чем права царя над подданными, потому что пренебрежение их правами более
вредоносно, чем пренебрежение его правами, ибо бывает гибель царя и
прекращение его власти и благоденствия только из-за пренебрежения права-
ми подданных. Кто облачен властью, тому следует не оставлять трех вещей:
поддержания порядка в делах веры, поддержания порядка в делах подданных
и поддержания порядка в делах управления. И если не оставляет он этих
трех вещей, его власть длится".
"Расскажи мне, - молвил Шимас, - как подобает дарю поступать, чтобы
поддерживать в порядке дела подданных". И мальчик ответил: "Воздавая им
должное, поддерживая их обычаи и пользуясь учеными и мудрецами для того,
чтобы их учить, а также оказывал правосудие одному перед другим, обере-
гая кровь от пролития, не прикасаясь к их имуществу, облегчая их тяготы
и укрепляя войско".
"Расскажи мне, - молвил Шимас, - каковы обязанности царя перед вези-
рем". - "Нет у царя обязанностей ни перед кем из людей более непрелож-
ных, чем обязанность, лежащая на нем по отношению к везирю, и это
вследствие трех особенностей. Во-первых, из-за того, что поражает паря,
когда бывает мнение везиря ошибочно, и из-за всеобщей пользы, для царя и
для подданных, когда суждение везиря здраво; во-вторых, потому, что люди
знают, сколь прекрасно положение везиря у царя, и подданные смотрят на
него глазами почтения, уважения и послушания; в-третьих, везирь, видя
это от царя и от подданных, отклоняет от них то, что им ненавистно, и
исполняет то, что им любо".
"Я выслушал все то, что ты мне сказал о свойствах царя, везиря и под-
данных, и принял это, - сказал Шимас. - Расскажи мне, что надлежит де-
лать, чтобы охранять язык от лжи, глупости, поношения чести и неумерен-
ности в речах". - "Надлежит человеку, - отвечал мальчик, - не говорить
ни о чем, кроме блага и милостей, и не произносить слова о том, что его
не касается. Пусть оставит он злословие и пусть не переносит речей, ко-
торые от кого-нибудь слышал, к его врагу; пусть не ищет он для друга
своего или врага несчастья у султана и пусть не задумывается ни о ком,
от кого ожидает блага или опасается зла, кроме Аллаха великого, ибо он,
поистине, есть вредоносец, пользу приносящий. Пусть не вспоминает он ни
о чьих пороках и не говорит, не зная, чтобы не привязались к нему прег-
решения и грех пред Аллахом и ненависть людей. Знай, что слово подобно
стреле: когда оно пронзит, никто не может воротить его. Пусть остерега-
ется везирь поручать свою тайну тому, кто ее разгласит - нередко пости-
гает его вред от разглашения тайны, когда он уверен, что она сокрыта. И
пусть охраняет он тайну от друга больше, чем от врага - поистине, сокры-
тие тайны для всех людей - исполнение доверенного".
"Расскажи мне, - молвил Шимас, - о добронравии в обхождении с родными
и близкими". И мальчик ответил: "Нет покоя сынам Адама иначе как при
добром нраве, но следует человеку оказывать родным то, чего они заслужи-
вают, и друзьям то, что им следует".
"Расскажи мне, - сказал Шимас, - как следует обращаться с родными". И
мальчик ответил: "Что касается обращения с родителями, то тут нужна по-
корность, нежность в речах, мягкость в обхождении, уважение и почтение.
Что же касается обращения с друзьями, то тут нужен добрый совет, щед-
рость на деньги, помощь в средствах к жизни и радость их радости, и
снисхождение к допускаемым ими ошибкам. И когда друзья увидят это от че-
ловека, они будут встречать его самым дорогим, какой есть у них, из со-
ветов и не пожалеют для него своей души. Если ты уверен в своем друге,
будь с ним щедр на дружбу и оказывай ему помощь во всех его делах..."
И Шахразаду застигло утро, и она прекратила дозволенные речи.
Девятьсот тринадцатая ночь
Когда же настала девятьсот тринадцатая ночь, она сказала: "Дошло до
меня, о счастливый царь, что когда везирь Шимас задал мальчику, сыну ца-
ря Джиллиада, предшествующие вопросы и тот дал ему ответ на них, везирь
Шимас сказал: "Я считаю, что друзья бывают двух родов: друзья доверенные
и Друзья по общению. Что касается друзей доверенных, то им следует то, о
чем ты говорил, а я спрашиваю тебя о другом - о друзьях по общению". -
"Что касается друзей по общению, - сказал мальчик, - то ты имеешь от них
усладу, доброе обхождение, нежность в словах и прекрасное общение. Не
прекращай же этого наслаждения, но отдавай им то, что они отдают тебе, и
поступай с ними так, как они поступают с тобой, - будь весел лицом и не-
жен в словах, и будет твоя жизнь приятна, и слова твои ими приняты".
"Мы узнали все эти дела, - молвил Шимас. - Расскажи же мне о наделе,
назначенном тварям их творцом. Распределен ли он среди людей и животных
- каждому спой надел до конца его срока? А если дело обстоит так, то что
заставляет ищущего пропитание брать на себя труд в стремлении к тому,
что, как он знает, ему неизбежно достанется, если это ему определено,
хотя бы он и не брал на себя труда стараться? Если же это ему не опреде-
лено, то оно ему не достанется, хотя бы и старался он для этого до пре-
делов старания. Оставить ли ему старание и положиться ли на своего гос-
пода, дав отдых своему телу и душе?" - "Мы считаем, - сказал мальчик, -
что всякому есть определенный надел и назначенный срок. Но ко всякому
наделу есть путь и способы. И тот, кто ищет, получает в искании своем
отдых, прекратив искание, но вместе с тем искать свой надел необходимо.
Ищущие наделы бывают двух родов - они или получают, или лишены его. От-
дых получившего бывает из-за двух обстоятельств: от того, что он получил
свой надел, и от того, что исход его стремлений достохвален, а отдых ли-
шенного надела бывает вследствие трех обстоятельств: от готовности ис-
кать свой надел, от нежелания быть в тягость людям и от освобождения от
ответственности при упреках".
"Расскажи мне, - сказал Шимас, - каковы способы искать пропитание". И
мальчик ответил: "Позволительно человеку то, что дозволил ему Аллах, и
запретно то, что запретил ему Аллах (велик он и славен!)".
И прекратилась между ними речь, когда дошли они до этого предела. И
затем поднялся Шимас и те из мудрецов, кто присутствовал, и они пали ниц
перед мальчиком, и возвеличили его, и восхвалили, и отец прижал его к
груди. А затем, после этого, он посадил его на престол царский и воск-
ликнул: "Хвала Аллаху, который наделил меня сыном и прохладил им мои
глаза при жизни!"
И потом мальчик сказал Шимасу и тому, кто присутствовал из мудрецов:
"О мудрец, знаток духовных вопросов, если даже Аллах открыл мне из зна-
ния лишь нечто малое, то я все же понял, какова была твоя цель, когда ты
принял от меня ответы, данные мною на то, о чем ты спросил, - все равно,
был ли я в них прав, отвечая, или ошибся, - и может быть, ты прочил их
ошибки. Я хочу спросить тебя о вещи, для которой слабо мое суждение и
узки мои способности, и для описания ее бессилен мой язык. Я хочу, чтобы
ты разъяснил мне это и не было бы ничего в нем смутно для подобного мне
в будущем, как было оно смутно для меня в прошлом. Ибо Аллах, так же как
он создал жизнь в воде и силу в пище и исцеление больного в лечении вра-
ча, создал исцеление невежды в знании знающего. Прислушайся же к моим
словам".
"О, сияющий разумом, знаток праведных вопросов, о ты, чье достоинство
засвидетельствовали все мудрецы. Так как ты разъяснил вещи и разобрал их
и прекрасно попадал в цель, отвечая на то, о чем я тебя спросил, - ска-
зал Шимас, - я знаю, что ты спрашиваешь меня о чемнибудь, а сам в толко-
вании этого придерживаешься более правильного мнения и более верных
слов, ибо Аллах даровал тебе знание, какого не даровал никому из людей.
Расскажи же мне, о чем ты хочешь спросить".
И мальчик сказал: "Расскажи мне о творце (да возвысится его могущест-
во!). Из каких вещей сотворил он все сущее, когда прежде не было ничего.
Не видно в сем мире вещи, которая не была бы сотворена из другой вещи.
Создатель (да будет он благословен и возвеличен!) может творить вещи из
ничего, но так судила воля его, при совершенном его могуществе и вели-
чии, чтобы не создавал он вещи иначе как из другой вещи".
И сказал везирь Шимас: "Что касается выделывающих предметы из глины и
других ремесленников, то они не могут создать вещь иначе как из другой
вещи, ибо они уже сотворены. Что же до творца, который создал мир с та-
ким удивительным искусством, то если ты хочешь узнать, может ли он (да
будет благословен и возвеличен!) создать вещи из ничего, продли размыш-
ление о разнообразных тварях, - ты увидишь знамения и указа пия, говоря-
щие о совершенстве его могущества и о том, что он может творить вещи из
ничего. Больше того, - он создал их из чистого небытия, ибо элементы,
которые составляют материю вещей, были чистым небытием. Я разъяснял тебе
это, чтобы не был ты в сомнении, и пояснил тебе это знамение ночи и дня.
Они следуют друг за другом, и когда уходит день и приходит ночь, день
скрывается от нас, и мы не знаем, где его место, а когда уходит ночь с
ее мраком и ужасом, приходит день, и мы не знаем, где место ночи. Когда
же засияет над на ми солнце, мы не знаем, где таится его свет, а когда
оно зайдет, мы не знаем, где место его заката. Подобного этому в деяниях
творца (да возвеличится его имя и да возвысится его могущество!) много,
и смущается от этого разум проницательных среди сотворенных".
И мальчик сказал: "О мудрец, ты позволил мне узнать о могуществе Ал-
лаха нечто такое, чего нельзя отрицать, но расскажи мне, как создает он
своих тварей". - "Твари, - ответив Шимас, - сотворены словом Аллаха, ко-
торое существовало до века, и им сотворил он все вещи". - "Аллах (да
возвеличится его имя и да возвысится его могущество!), - спросил
мальчик, - захотел создать твари прежде их существования?" -
"По воле своей, - ответил Шимас, - он создал их своим словом. И если
бы не было у него речи и наияснейшего слова, твари не существовали
бы..."
И Шахразаду застигло утро, и она прекратила дозволенные речи.
Девятьсот четырнадцатая ночь
Когда же настала девятьсот четырнадцатая ночь, она сказала: "Дошло до
меня, о счастливый царь, что мальчик задал Шимасу предшествующие вопро-
сы, и он ответил на них и потом сказал: "О сынок, ни один человек не
скажет тебе другого, чем то, что я тебе сказал, иначе как переставив
слова, дошедшие до нас в божественных законах, с их мест и отклонив ис-
тины от их смысла. Так будет, если ты скажешь, что слову присуща сила
(прибегаю к Аллаху от такого верования). Напротив, наши слова об Аллахе
(да будет он возвеличен и прославлен!), что он создал твари своим сло-
вом, имеют тот смысл, что он (велик он!) один в своей сущности и
свойствах, и не означают они, что слово Аллаха имеет власть. Нет, власть
- это свойство Аллаха, так же как слово и другие свойства, присущие со-
вершенству, - свойства Аллаха (да возвеличится его сан и да будет прос-
лавлена его власть!), и нельзя описать его без его слова, и нельзя опи-
сать его слова без него. Аллах (да возвысится хвала ему!) сотворил своим
словом всех своих тварей, и без слова своего не сотворил он ничего. Он
сотворил все вещи словом своим истинным, и в истине мы сотворены".
"Я понял относительно творца и величия его слова то, что ты сказал, и
принял это, - отвечал мальчик, - но я услышал, как ты говорил, что Аллах
сотворил все сущее своим словом истинным, а истинное противно ложному.
Откуда же появилось ложное и как возможно его появление наряду с истин-
ным, так что его даже смешивают с истинным, и твари не могут отличить
его и нуждаются в разделении того и другого? Возлюбил ли творец (велик
он и славен!) это ложное, или оно ему ненавистно? Если ты скажешь, что
он возлюбил истинное и в истине сотворил своих тварей и ложное ему нена-
вистно, то откуда же вошло то, что ненавистно творцу, к тому, что ему
любезно, то есть к истине?" - "Аллах, - ответил Шимас, - сотворил чело-
века в истине, и не нуждался человек в раскаянии, пока не вошло ложное к
истине, в которой человек сотворен, вследствие власти, которую вложил
Аллах в человека, то есть его воли и склонности, именуемой стяжа-
тельством. И когда вошло ложное к истине таким образом, оно смешалось с
истиной, вследствие воли человека и присущей ему власти и стяжательства,
которое являемся частью человека, зависящей от воли, при слабости ес-
тества человека. И создал Аллах для него раскаяние, чтобы отвратить им
от человека ложное и укрепить его в истине, и сотворил для него наказа-
ние, если он будет продолжать придерживаться ложного".
"Расскажи мне, - сказал мальчик, - какова причина появления наряду с
истинным ложного и того, что их даже смешивают, и почему подлежит чело-
век наказанию так, что он нуждается в раскаянии?" И Шимас ответил: "Ал-
лах, когда сотворил человека в истине, сделал его любящим истину, и не
было для него ни наказания, ни раскаяния. И продолжалось это так, пока
не вложил Аллах в человека душу, которая есть одно из совершенств чело-
веческой природы, несмотря на то, что сотворена она склонной к страстям.
И возникло из этого появление ложного и смешение его с истиной, в кото-
рой сотворен человек, и создан он любящим истину. И когда дошел человек
до этого предела, он совратился с пути истины ослушанием, а кто совра-
тился с пути истины, впадает в ложное". - "Значит, к истине вошло ложное
только из-за ослушания и неповиновения?" - спросил мальчик. И Шимас ска-
зал: "Это так, ибо Аллах любит человека, и от избытка своей любви к нему
создал он человека в нем нуждающимся, а это и есть самая истина. Но
иногда человек слабеет, по причине склонности души к страстям, и склоня-
ется к неповиновению, тогда переходит он к ложному из-за ослушания свое-
го господа, которое он совершил, и заслуживает наказания, а удаляя от
себя ложное раскаяние и возвращаясь к любви, к истине, он заслуживает
награды".
"Расскажи мне, - сказал мальчик, - в чем начало ослушания. Ведь все
люди возводят себя к потомкам сыновей Адама, а Аллах создал Адама в ис-
тине. Как же навлек он на себя ослушание и зачем сочеталось ослушание
его с раскаянием, после того как была вложена в него душа, чтобы оказа-
лась исходом его дел награда или наказание? Мы видим, что некоторые люди
постоянно пребывают в неповиновении, склоняясь к тому, чего не любит Ал-
лах, и расходясь с тем, чего требует основа их создания, то есть с лю-
бовью к истине, и достойны гнева своего господа. И видим мы, что другие
постоянно хотят ублаготворить своего творца и повиноваться ему и достой-
ны его милосердия и награды. Какова же причина несходства, возникающего
между ними?"
И Шимас сказал: "Впервые низошло это ослушание па тварей из-за Ибли-
са, которого Аллах (да возвеличится его имя!) создал самым благородным
среди ангелов, людей и джиннов. И был Иблис создан в любви и не знал ни-
чего иного, и когда стал он поэтому бесподобен, обуяла его гордыня,
тщеславие и высокомерие, и превознесся он над верой и повиновением влас-
ти своего творца, и сделал его тогда Аллах ниже всякой твари, и отлучил
его от любви, и создал прибежище его душе в ослушании. И узнал Иблис,
что Аллах (да возвеличится его имя!) не любит ослушания, и увидал Адама
и наполняющую ею любовь и истину и повиновение творцу своему, и его обу-
яла зависть, и стал он учинять хитрости, чтобы отвратить Адама от истины
и сделать его сообщником в ложном, и заслужил Адам наказание из-за
склонности своей к ослушанию, которое украсил ему его враг, и подчинения
своим страстям, из-за которого нарушил он заповедь своего творца
вследствие появления ложного. И когда узнал творец (да возвысится хвала
ему и да святятся имена его!) слабость человека и быстроту склонности
его к врагу и пренебрежение его к истине, создал для него творец, по ми-
лосердию своему, раскаяние, чтобы поднялся он благодаря ему из трясины
склонности к ослушанию и, надев оружие раскаяния, покорил бы им своего
врага Иблиса и его воинство и вернулся бы к истине, в которой он сотво-
рен. И увидел Иблис, что Аллах (да возвысится хвала ему и да святятся
имена его!) назначил ему срок определенный, и поспешил он на войну с че-
ловеком и учинил с ним разные хитрости, чтобы вывести его из благоволе-
ния Аллаха и сделать своим сообщником в гневе Аллаха, которого заслужил
он и его воинство. И Аллах (да возвысится хвала ему!) создал в человеке
возможность раскаяния и повелел ему придерживаться истины и постоянно
пребывать в ней, запретив ему ослушание и неповиновение, и внушил он
ему, что есть у него на земле враг, с ним воюющий, который не отступает
от него ни ночью, ни днем, и поэтому заслуживает человек награды, если
придерживается истины, в любви к которой сотворено его естество, или на-
казания, если берет над ним верх его душа и склоняет его к страстям..."
И Шахразаду застигло утро, и она прекратила дозволенные речи.
Девятьсот пятнадцатая ночь
Когда же настала девятьсот пятнадцатая ночь, она сказала: "Дошло до
меня, о счастливый царь, что когда мальчик задал Шимасу предшествующие
вопросы и Шимас ответил ему на них, он сказал: "Расскажи мне, благодаря
какой силе могут твари не повиноваться своему творцу, когда пребывает он
в крайнем величии, как ты сказал, и не покоряет его ничто, и ничто не
выходит из его воли. Разве не думаешь ты, что он властен отвратить своих
тварей от такого ослушания и сделать их навсегда приверженными любви?" -
"Аллах великий (да возвысится имя его!) справедлив, правосуден и кроток
с теми, кто любит его, - ответил Шимас, - и он сделал ясным для них путь
блага и даровал им способность и власть делать то, что они хотят, из
благого, и если поступают они несогласно с этим, приходят они к гибели и
ослушанию". - "Если творец сам даровал им эту возможность и они властны
делать то, что хотят, то почему не застал Аллах между ними и тем, чего
хотят они из ложного, чтобы вновь вернуть их к истине?" - спросил
мальчик.
И Шимас ответил: "Происходит это из-за великого его милосердия и див-
ной его мудрости, ибо как был он прежде гневен на Иблиса и не умилосер-
дился над ним, так был он прежде милосерден к Адаму из-за его раскаяния
и простил его после гнева на него". - "Это есть подлинная истина, - ска-
зал мальчик, - ибо Аллах воздает каждому по делам его, и нет творца,
кроме Аллаха, который властен во всякой вещи".
"Сотворил ли Аллах то, что он любит, и то, что он не любит, или сот-
ворил он лишь то, что любит, и ничего другого?" - спросил он потом. И
Шимас сказал: "Он сотворил все вещи, но угодно ему лишь то, что он лю-
бит".
"Что это за два разряда вещей: одни из них угодны Аллаху, и обладаю-
щий ими заслуживает награды, а другие гневят Аллаха, и нисходит на со-
вершающих их наказание?" - спросил мальчик. И Шимас сказал: "Разъясни
мне вопрос об этих двух вещах и сделай так, чтобы я его понял, - тогда я
буду говорить тебе". - "Это добро и зло, - ответил мальчик, - вложенные
в тело и в душу". - "О разумный, - молвил Шимас, - я думаю, ты знаешь,
что добро и зло возникают из дел, которые совершают тело и душа. И добро
названо добром, так как в нем благословение Аллаха, а зло названо злом,
так как в нем гнев Аллаха. Тебе надлежит знать Аллаха и ублажать его,
совершая добро, так как он приказал нам это и запретил нам совершать
зло".
И мальчик сказал: "Я думаю, что эти две вещи - то есть добро и зло -
совершают пять чувств, известных в человеке, то есть: место вкуса, из
которого исходит слово, и слух, и зрение, и обоняние, и осязание. Я хо-
тел бы, чтобы ты осведомил меня, сотворены ли все эти пять чувств для
добра или для зла". - "Пойми, о человек, - сказал Шимас, - изъяснение
того, о чем ты спросил, ибо это есть ясное доказательство; вложи его в
твой разум и напои им твое сердце. Дело в том, что истинный (да будет он
благословен и возвеличен!) создал человека в истине и вложил в него лю-
бовь к нему, и не создал он ни одной твари иначе как вышним могуществом,
проявляющимся в каждом событии. И нельзя ему приписать (да будет он бла-
гословен и возвеличен!) ничего, кроме суда по справедливости и правосу-
дия и благодеяния. Он сотворил человека, чтобы человек его любил, и вло-
жил в него душу, сотворенную со склонностью к страстям, и дал человеку
волю, и сделал эти пять чувств причиной блаженства или адского огня". -
"А как это?" - спросил мальчик. И Шимас сказал: "Он сотворил язык для
речи, руки для работы, ноги, чтобы ходить, зрение, чтобы видеть, и уши,
чтобы слышать. Он даровал каждому из этих чувств способность и возбудил
их к работе и движению, и всякому из них он приказал, чтобы делало оно
только угодное Аллаху. И от речи угодна ему правда и воздержание от то-
го, что ей противоположно, и есть от лжи. А от зрения угодно ему обраще-
ние взора к тому, что любит Аллах, и воздержание от противоположного, то
есть от обращения взора к тому, чего Аллах не любит, как, например,
взгляд на страсти. От слуха же ему угодно, чтобы прислушивался он только
к истине, заключающейся, например, в проповеди или в том, что в книгах
Аллаха, и воздерживался от противоположного, то есть не слушал бы того,
что вызывает гнев Аллаха. От рук ему угодно, чтобы они не удерживали то-
го, чем наделил их Аллах, но расходовали это так, как угодно Аллаху, и
воздерживались от противоположного, то есть не были бы скупыми и не рас-
ходовали бы то, чем наделил их Аллах, на греховное. А от ног ему угодно,
чтобы был их бег для их блага, как, например, в стремлении к учению, и
чтобы воздерживались они от противоположного, то есть не ходили бы не по
пути Аллаха. Что касается остальных страстей, которые проявляет человек,
то они исходят из тела по велению духа. И затем скажу, что страсть, ис-
ходящая из тела, бывает двоякой: это страсть к размножению и страсть
чрева. И в страсти к размножению угодно Аллаху, чтобы была она не иначе
как дозволенной, и гневается он, если бывает она запретной. Что же каса-
ется страсти чрева, то это - еда и питье, и угодно Аллаху, чтобы пользо-
вался всякий лишь тем, что Аллах ему дозволил, мало это будет или много,
и восхвалял бы Аллаха и благодарил бы его. И гневит Аллаха, если человек
берет не принадлежащее ему по праву. И все, что есть иного из установле-
нии об ртом, - ложно. Ты знаешь, что Аллах сотворил все вещи, и угодно
ему лишь благое: он повелел каждому члену из членов тела делать то, что
он на него возложил, ибо он - знающий, мудрый".
"Расскажи мне, - сказал мальчик, - знал ли заранее Аллах (да возвы-
сится его могущество!), что Адам найдет средство поесть с дерева, от ко-
торого удерживал его Аллах, и случится с ним то, что случилось, и поэто-
му выйдет он из повиновения к ослушанию?" - "Да, о мудрец, - ответил Ши-
мас, - Аллах великий знал это заранее, прежде чем создал он Адама.
Изъяснение и доказательство этого в том, что он раньше предостерегал его
от вкушения и осведомлял его, что когда он вкусит от этого дерева, он
будет ослушником, и было это от справедливости и правосудия Аллаха, что-
бы не было у Адама довода, которым бы он защищался от своего господа. И
когда ввергся Адам в пропасть и в оплошность и увеличилась над ним хула
и осуждение, продлилось это в его потомстве, после него. И Аллах великий
послал пророков и посланников и дал им книги, и они научили нас законам,
и изъяснили нам, какие заключаются в них назидания и установления, и из-
ложили их нам подробно, и осветили нам путь, ведущий к благу, и изъясни-
ли, что следует нам делать и от чего следует воздержаться. Нам дана во
власть воля, и тот, кто поступает согласно этим правилам, достигнет цели
и получит награду, а кто преступил эти правила и поступал не по запове-
дям, уклонился от цели и потерпел убыток и в той и в другой обители -
таков путь добра и зла. Ты знаешь, что Аллах властен во всех вещах, и он
создал в нас страсти по своему желанию и воле и приказал нам проявлять
их только путем дозволенным, чтобы были они для нас благом, а когда про-
являем мы их путем запретным, они оказываются для нас злом. И то, что
получаем мы хорошего, - от Аллаха великого, а то, что постигает нас из
дурного, - от самих нас, людей сотворенных, - не от творца, и возвысился
над этим Аллах возвышением великим..."
И Шахразаду застигло утро, я она прекратила дозволенные речи.
|