|
|
Рассказывают также про одного из достойных, что он говорил: "Я прохо-
дил мимо школьного учителя, когда он учил детей писать, и увидел, что
облик его прекрасен и он хорошо одет. И я подошел к нему, и он встал и
посадил меня рядом с собою, и я стал испытывать его в чтении, граммати-
ке, поэзии и языке, и вижу - он совершенен во всем, что от него жела-
тельно. И тогда я сказал ему: "Да укрепит Аллах твою решимость! Ты зна-
ешь все, что от тебя требуется!" И потом я вел с ним дружбу некоторое
время, и каждый день обнаруживал в нем что-нибудь хорошее. И я сказал
себе: "Поистине, удивительно ожидать это от учителя, который учит детей,
а ведь разумные сошлись на том, что недостает ума у тех, кто учит де-
тей". И я расстался с учителем и каждые несколько дней навещал его и за-
ходил к нему. И однажды я пришел к этому учителю по привычке посещать
его и увидел, что школа закрыта. Я спросил его соседей. И они сказали
мне: "У него кто-то умер". И тогда я подумал: "Нам следует его утешить".
И я пошел к его воротам и постучал, и ко мне вышла невольница и спроси-
ла: "Что ты хочешь?" - "Я хочу твоего господина", - отвечал я. И не-
вольница сказала: "Мой господин сидит один и горюет". - "Скажи ему:
"Твой друг, такой-то, просит пустить его, чтобы утешить тебя", - оказал
я. И невольница пошла и рассказала об этом учителю, и тогда тот сказал
ей: "Дай ему войти!" И она позволила мне войти, и я вошел к нему и уви-
дел, что он сидит один, с повязанной головой, и сказал: "Да увеличит Ал-
лах твою награду! Это путь, неизбежный для всякого, и тебе следует быть
стойким. Кто у тебя умер?" - опросил я его потом. И он сказал: "Самый
дорогой для меня человек и самый любимый". - "Может быть, это твой
отец?" - спросил я. "Нет", - отвечал учитель. "Твоя мать?" - спросил я.
И учитель сказал: "Нет". - "Твой брат?" - спросил я. "Нет", - отвечал
учитель. И я спросил: "Кто-нибудь из твоих близких?" - "Нет", - отвечал
учитель. "Какая же у тебя с ним связь?" - спросил я. "Это моя возлюблен-
ная", - отвечал учитель. И я подумал: "Вот первое доказательство его ма-
лоумия!"
А потом я сказал ему: "Найдется другая, лучше ее". И учитель ответил:
"Я не видел ее, и не знаю, будет ли другая лучше ее, или нет". - "Вот и
второе доказательство", - подумал я и спросил: "Как же ты влюблен в ту,
кого не видел?" - "Знай, - отвечал учитель, - я сидел у окна, и вдруг по
дороге прошел человек, который пел такой стих:
"Умм-Амр [416] (да воздаст тебе Аллах своей милостью),
Верни мою душу мне, куда б она исчезла..."
И Шахразаду застигло утро, и она прекратила дозволенные речи.
Четыреста третья ночь
Когда же настала четыреста третья ночь, она сказала: "Дошло до меня,
о счастливый царь, что учитель говорил: "И когда человек, проходивший по
дороге, пропел стих, который я от него услышал, я сказал про себя: "Не
будь эта Умм-Амр бесподобна в нашем мире, поэты не воспевали бы ее". И
меня охватила любовь к ней. А через два дня этот человек прошел мимо, и
он говорил такой стих:
"Ушел и осел, Умм-Амр он увел с собою;
Назад не пришла, осел не вернулся тоже".
И я понял, что она ушла, и опечалился, и прошло уже три дня, как я
горюю".
И я оставил его и ушел, убедившись в его малоумии.
|